Борец с контрацепцией и рокерами: что означает смена архиерея на Среднем Урале

«Митрополит Кирилл доказал эффективность» Решение о переводе митрополита Кирилла в Казань – на место умершего от последствий коронавируса митрополита Феофана – было принято на дистанционном заседании Синода. Как и принято при патриархе Кирилле, никаких намеков на перестановки заранее не делалось: околоцерковные Telegram-каналы прочили в Казань совсем других людей. Тем не менее, назначение митрополита Кирилла в сложную многонациональную республику – достаточно логичный шаг, считает доктор политических наук Роман Лункин. Он напоминает, что в Екатеринбурге Кириллу удалось пережить скандал вокруг попытки построить храм Святой Екатерины в одном из скверов: тогда после массовых протестов от площадки пришлось отказаться. А совсем недавно митрополит лишил сана схиигумена-экзорциста Сергия (Романова), критиковавшего борьбу с пандемией коронавируса и нападавшего на самого патриарха. «Митрополит Кирилл доказал свою эффективность на посту руководителя епархии, в том числе в преодолении целого ряда конфликтов. Конфликт вокруг строительства храма в Екатеринбурге подавался в СМИ как политический проигрыш. Но митрополит не делал никаких радикальных высказываний, и конфликт довольно быстро сошел на нет. Что касается Сергия (Романова), то поведение Кирилла было образцовым с точки зрения церковных правил, хотя какой-нибудь недалекий митрополит мог устроить настоящий штурм монастыря. Сергия же мурыжили до тех пор, пока его не начали забывать», – говорит Лункин. Назначение на место Кирилла его ближайшего сподвижника, епископа Евгения (Кульберга) также выглядит логичным. С одной стороны патриарх продолжает тренд на омоложение церковного истеблишмента. С другой – Евгений долгое время служил на Урале и хорошо знает регион. Однако его роль в церковной жизни настолько необычна, что решение синода становится весьма неоднозначным шагом. Из погромщиков в проповедники Епископ Евгений, который в ближайшее время также должен получить статус митрополита, моложе предшественника на одиннадцать лет. В то же время, в отличие от Кирилла, который почти сразу после школы постригся в монахи, Алексей Кульберг окончил московский вуз и долгое время работал инженером в оборонном НИИ. Параллельно у него было «свое дело, связанное с обслуживанием компьютеров», говорил он в одном из интервью. С начала девяностых он попал в круги, близкие к протоиерею Александру Шаргунову, который был оппозиционно настроен по отношению к патриарху Алексию II и президенту Борису Ельцину. Шаргунов придерживался конспирологических взглядов и боролся против всего, где видел происки антихриста и «иудейского синедриона», – например, телеканала НТВ и газеты «Московский комсомолец». Последователи Шаргунова нередко устраивали публичные акции, как в 1997-м против трансляции фильма «Последнее искушение Христа». Сам Кульберг «засветился» в 2003 году, когда сторонники Шаргунова разгромили выставку «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре. Именно будущему епископу принадлежал баллончик с краской, которым активисты изуродовали кощунственные, по их мнению, экспонаты. «Православная общественность» развернула целую кампанию, благодаря которой погромщики избежали наказания, а организаторы выставки были осуждены по статье об экстремизме. Уже через год Кирилл (Наконечный), тогда служивший архиепископом в Ярославле, рукоположил активиста в священники. Вначале тот получил в управление лишь сельский храм, но затем перебрался в областной центр и возглавил епархиальный отдел образования и катехизации. При этом он сохранял связи с московскими «консерваторами»: например, в 2010-м на их ресурсе «Русская линия» было опубликовано его мнение против использования презервативов. «Только Господь решает кому, когда и каким образом зачать дитя. Кому-то он дает детей, кому-то не дает, кому-то много, кому-то мало», – объяснял священник опасность контрацепции. Покемоны и «Матильда» По-настоящему заметным общественным деятелем Кульберг стал в Екатеринбурге, куда переехал вслед за своим патроном в 2012 году, также возглавив отдел катехизации. Одновременно он был назначен настоятелем храма «Большой Златоуст» в центре города, а затем перешел в Вознесенскую церковь. Священник вновь отличался яркими заявлениями: например, творчество высланной из России рок-группы Behemoth он назвал духовным ядом, а действия скандального движения «Божья воля» – выражением «понятной гражданской позиции». Уже в 2016 году, когда Кульберг принял монашеское имя Евгений и стал епископом Среднеуральским, произошел первый конфликт с участием епархии, получивший федеральный резонанс. Блогера Руслана Соколовского обвинили в экстремизме и оскорблении религиозных чувств за его ролики на видеохостинге YouTube: в самом известном из них екатеринбургский шутник «ловил покемонов» в Храме-на-Крови. Епископ Евгений имел непосредственное отношение к возбуждению дела: именно он проводил совещание в епархии, после которого было решено жаловаться на Соколовского в прокуратуру. Уже во время процесса архиерей рассказывал журналистам, что его сердце «содрогалось» от роликов уральского блогера, и говорил, что извинения Соколовского его «не впечатляют». В итоге «ловец покемонов» был признан виновным и получил условный срок. Епископ не обошел стороной и скандал с фильмом «Матильда», в котором была показана личная жизнь императора Николая II. Он прямо призывал ограничивать творческую свободу, когда она «разрушает общество», а в итоге добился выделения спонсорских денег на сайт, посвященный царской семье (в Екатеринбурге ежегодно проходит православный фестиваль «Царские дни», посвященный расстрелу императорской семьи). Тогда епархия скупила множество рекламных щитов, чтобы разместить на них высказывания членов семьи последнего царя. Сайт функционирует до сих пор, хотя число посещений довольно скромное – не больше 4000 в месяц. Демоны в Среднеуральске В 2018 году епископ Евгений получил собственную епархию в Нижнем Тагиле – таким образом, его миновали конфликты последних полутора лет правления митрополита Кирилла. Тем не менее, в немалой степени они стали следствием его работы. Например, во время предыдущих споров о строительстве храма Святой Екатерины – на площади Труда или в акватории городского пруда – он неизменно занимал жесткую позицию. В итоге оба раза площадку пришлось изменить. Что касается схиигумена Сергия, то епископ покровительствовал эксцентричному священнику, когда к адекватности происходящего за стенами Среднеуральского монастыря уже возникли серьезные вопросы. Например, после визита на «отчитку» екатеринбургских школьников, вызвавшего недовольство родителей, архиерей не усомнился в действенности ритуала. «Главное, о чем надо сказать – это то, что из храма выходят уже нормальные люди. Освобожденные от своего недуга, способные продолжать нормальную человеческую жизнь», - приводила его слова пресс-служба епархии. Епископ тогда посетовал, что детям не рассказывают об одержимости, а родителей не пугают демоны, «которыми изобилуют кино- и телеэкраны, компьютерные игры». «Это политический ход» Назначение епископа Евгения на екатеринбургскую кафедру ожидаемо вызвало негативную реакцию у либеральной общественности. «Ничего хорошего не ожидаю. Это большая беда для нас, если Евгений (Кульберг) будет нашим архиереем. Я с ним пересекался и составил представление о том, что он за человек. Очень печально, что он к нам возвращается в качестве архиерея», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» в Екатеринбурге доктор исторических наук Алексей Мосин. В свое время он был уволен из епархиального миссионерского института за поддержку Соколовского – по его словам, именно Кульберг перед этим звонил руководителю института. «Город получил одиозного, индоктринированного лидера с весьма сложным и неприятным прошлым. Назначение Кульберга – это, несомненно, политический ход. И его деятельность надо воспринимать именно в этом ракурсе. Он из «партии войны», ему не привыкать делать то, что большинство осудит. Начинается перезагрузка местной РПЦ МП и повышение ее политической роли», – написал в своем Telegram-канале политолог Дмитрий Москвин. Сам епископ также воспринимает свою общественную деятельность как войну. «Ювенальная юстиция, однополые браки, эвтаназия, аборты – это темы, ставшие сегодня рубежами сражений для религиозно настроенных людей», – заявлял он еще в 2017 году. Тогда епископ Евгений в своем программном выступлении настаивал на том, что большая часть российского населения является религиозным. «Поясню, что для верующего человека, при безусловном уважении к гражданскому закону, твердо присутствует приоритет религиозных принципов. И когда гражданский закон вступает в конфликт с законом религиозным, предпочтение отдается именно последнему. Цена такого выбора может быть самая высокая – вплоть до тюремного заключения и смертной казни», – предупреждал он. Между тем назначение епископа Евгения имеет не только политическую, но и финансовую сторону, объяснил корреспонденту «ФедералПресс» протодиакон Андрей Кураев. «Главное, что его не освободили от руководства синодальным отделом религиозного образования. Это явно назначение с расчетом на то, что он будет выводить средства из Екатеринбурга на содержание этого московского отдела. С другой стороны, он молодой епископ и у него нет тех связей, которые были у митрополита Кирилла. Поэтому ряд региональных проектов почувствует себя хуже. В частности, я тревожусь за будущее телеканала «Союз». Он сегодня весь день пишет бегущей строкой, что у него нет денег, но новый епископ, на котором висит московский синодальный отдел, вряд ли сможет помогать телеканалу так, как помогали предыдущие митрополиты», – заключил он. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Борец с контрацепцией и рокерами: что означает смена архиерея на Среднем Урале
© РИА "ФедералПресс"