В Международный день художника Главархив знакомит с личным фондом Павла Шмарова
В Главархиве Москвы хранится личный фонд художника Павла Шмарова. Среди документов фонда - репродукции его работ, дневниковые записи и письма, рисунки и эскизы, в том числе на обложках двух номеров журнала начала ХХ века «Лукоморье», ставшего сейчас библиографической редкостью.
Павел Шмаров родился 22 (10) сентября 1874 года в Воронеже в семье экипажного мастерового. Когда будущему художнику было 12 лет, он поступил в Воронежское городское училище, а после его окончания стал учеником художника Льва Соловьева. В 1894-1899 годах Павел Шмаров учился в Петербургской Академии художеств, занимался в мастерской Ильи Репина.
В 1898 году Шмаров получил первую премию Общества поощрения художеств за картину «Асфальтовщики». Через год художник, создав картину «Горе побежденным», был удостоен золотой медали и права пенсионерской поездки за границу.
Начиная с 1900-х годов, Павел Шмаров стал модным «салонным портретистом», работал над большими жанровыми и батальными картинами, занимался книжной и журнальной графикой. Стиль, в котором работал Павел Шмаров, относился к стилю поздних передвижников. Также художник участвовал в выставках Академии художеств, Товарищества передвижников и выставлялся за рубежом. Картины Павла Шмарова удостаивали премий в России и на Всемирных выставках, их приобретали Академия художеств и частные коллекционеры.
Интерес представляют хранящиеся в Главархиве письма 1900-х годов к художнику Архипу Куинджи и дневниковые записи Павла Шмарова за 1907-1908 года, где описаны его отношениям с художницей Любовью Сусловой и балериной Императорского Мариинского театра Лидией Муромской. Также в дневниках Павел Шмаров описал отдельные события революции 1905-1907 годов, рассказал о жизни петербургской знати и Академии художеств, а также записал свои впечатления о царице Александре Федоровне и великой княжне Анастасии Николаевне. Известно, что Павел Шмаров писал портреты императора Николая II и его семьи.
Во время Первой мировой войны Павел Шмаров выезжал на фронт и создал серию рисунков на военную тему. Этот заказ художнику сделал издатель «Нового времени» и литературно-художественного журнала «Лукоморье» Михаил Суворин, работы художника были опубликованы в журналах «Летопись войны», «Огонек», «Нива» и других. Еще одной важной темой в творчестве Шмарова был театр, точнее – артисты театра и балета: много больших и малых их портретов художник выполнил маслом и карандашом. Обложки журнала «Лукоморье» с рисунками Шмарова, а также 12 рисунков на тему Первой мировой войны, сделанные художником «с натуры» пером и тушью, можно увидеть в Главархиве Москвы.
В 1923 году Павел Шмаров уехал за границу и остался жить в Париже. Здесь он вошел в Союз русских художников во Франции, выставлялся до 1939 года в Салоне французских художников. В 1950 году Павел Шмаров умер в Париже.
Сейчас работы Шмарова находятся во многих музейных и частных коллекциях за рубежом и в России, среди них — Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.