Войти в почту

Железная леди русского искусства: жизненный путь Ирины Антоновой

На этой неделе стало Ирины Антоновой – директора, а последние годы президента всемирно известного Пушкинского музея. Ей было 98 лет, передает телеканал «МИР 24». Антонова никогда не жаловалась на судьбу, хотя детство пришлось на разруху после Гражданской войны, а молодость – на Великую Отечественную.

Железная леди русского искусства: жизненный путь Ирины Антоновой
© Мир24
«Я помню концерт Сафроницкого 42-го года в зале им.Чайковского. Когда мы сидели в валенках, в шапках, потому что там не топили», – рассказывала Антонова.

Еще до победного залпа в Берлине ее пригласили работать в Пушкинский. «Я пришла, а тут каменный мешок, нечем дышать. Мне хотелось быть на воздухе. Думала: нет, здесь надолго не задержусь», – рассказывала Антонова.

Но она осталась. В 1948-м на глазах у Ирины Антоновой Пушкинский музей умер. На его месте было велено создать «Музей подарков Сталину». А западное искусство указом генералиссимуса было объявлено буржуазным. После смерти Сталина в марте 53-го Антонова и другие искусствоведы обратились в Минкульт. И вскоре вчерашняя выпускница истфака МГУ, старший научный сотрудник музея Ирина Антонова открывала уникальную выставку – более 350 отреставрированных картин из собрания Дрезденской галереи. Советским гражданам она рассказывала об уникальной работе великого Рафаэля.

«Я школьница была, тогда ни про какую мадонну слова не говорили, что она такая. Единственное, что я помню, что это была большущая картина», – поделилась заслуженный художник России, преподаватель ХГФ Смоленского государственного педагогического университета Вера Самарина.

«Так, как мы тогда увидели «Сикстинскую мадонну», ее уже потом не видели. Это для нас был образ той великой несчастливой жертвы, которую наш народ принес в этой войне для освобождения Родины», – рассказывала Ирина Антонова.

Картины провисели всего три месяца. Решением советского правительства экспонаты вернули в Германию. В 1961-м Ирина Антонова стала самым перспективным сотрудником музея. Ее назначили директором. За считанные годы о ней узнал весь мир. Предложили занять пост заместителя, а потом и президента Международного совета музеев со штаб-квартирой в Париже. Кремль дал добро.

И вот уже в 74-м Антонова принимала волевое решение – освободить залы второго этажа музея под находившиеся в запасниках шедевры импрессионистов. Ее девиз: «У культуры нет границ и идеологий». Потом она решилась на еще большую авантюру: показать «Мону Лизу», Джоконду Леонардо да Винчи советским гражданам. Причем, не просто привезти картину – перехватить на время.

«Она узнала, что «Мона Лиза» находится на выставке в Японии. И тогда она обратилась на прием к министру культуры Фурсовой. Пришла к ней, и сказала: «А почему бы не попросить французов сделать по пути в Париж остановку в Москве?», – рассказала искусствовед, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано.

«Вы же знаете, как везутся эти коллекции. Все это под охраной, под большой страховкой дорогущей. И все это как-то задерживают. Это настолько было мужественно для женщины, чтобы решиться на это», – отметила заслуженный художник России, преподаватель ХГФ Смоленского государственного педагогического университета Вера Самарина.

Кто-то вспоминает знаменитую коллекцию Шлимана, легендарное» золото Трои», получившую благодаря ей постоянную прописку в музее, кто-то – работы Энди Уорхола и Пикассо, кто-то – Марка Шагала.

«Эта смелость и умение отстаивать очень грамотно и очень правильно свою позицию в самых разных инстанциях и самых разных сферах власти», – поделилась генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Мы возили студентов на выставку Пикассо, которую привезла Ирина Александровна, мы ездили пять раз. Мы уезжали в 6 утра, в 11 приезжали, пока москвичи все спят, чтобы занять очередь», – рассказала заслуженный художник России, преподаватель ХГФ Смоленского государственного педагогического университета Вера Самарина.

«Знаете, есть у Теннеси Уильямса такое выражение «малютка-личность». Она была женщиной невысокого роста и некрупного телосложения, но она была личностью», – поделился специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, министр культуры Российской Федерации (в 2000—2004 гг.) Михаил Швыдкой.

Запомнилась и выставка «Новый Свет: искусство Америки». Избиение плантаторами рабов, разгульные веселья в период большой американской депрессии – где еще на такое посмотришь в одном выставочном пространстве. Но еще реже увидишь, как известный голливудский актер Деннис Хоппер катает на мотоцикле известного директора Пушкинского музея. Директором Пушкинского Ирина Антонова была 52 года, но и потом уйти на отдых не захотела. Просто должность ее стала называться по-другому. Последние восемь лет была президентом Пушкинского музея – первым в истории.