Войти в почту

Чем объясняется увлечение мистицизмом у аристократии Серебряного века

Эпоху, которую в истории именовали Серебряным веком, можно было охарактеризовать смешением сразу трех течений: символизм, мистицизм и декаданс. Российское аристократическое сообщество отреагировало на новые западные веяния конца XIX века, желая абстрагироваться от реальности.

Чем объясняется увлечение мистицизмом у аристократии Серебряного века
© Слово и Дело

Богема, стремясь отразить в своем творчестве новый мир, полный символов и новых смыслов, черпало вдохновение из участия в спиритических сеансах и проведения обрядов. Остальная элита, стараясь идти в ногу со временем и новыми веяниями моды, вторила писателям, художникам и другим деятелям искусства.

Литературоведы отмечают сразу несколько возможных предпосылок развития интереса в высшем обществе к эзотерическим наукам. Во-первых, аристократия всегда была привилегированным слоем общества, она всегда стремилась подчеркнуть свою обособленность. Многие учения мистицизма предполагают посвящение в тайное знание, недоступное другим людям за пределами этого круга.

Во-вторых, довольно часто аристократы были людьми обеспеченными (не всегда, можно вспомнить хотя бы картину «Завтрак аристократа»), их базовые потребности были закрыты. Сам образ жизни, не обремененный заботами о выживании, в чем-то располагал к поиску неизведанного, нового, эта мысль лейтмотивам прослеживается и в более ранних произведениях русских писателей. Можно вспомнить литературных героев — Онегина, Печорина — они скучали, искали что-то, что может их увлечь, заинтересовать всерьез.

Все же человеку всегда было свойственно стремление к нематериальному, непознаваемому, желание приблизится к разгадке существования Бога, Вселенной и самого человеческого рода.

Источник: pexels.com

Историк Евгений Гурьев считает, что мода действительно была навеяна художественной культурой и искусством. К концу XIX века в европейских странах, а затем и в России на смену господствовавшему в искусстве натурализму и критическому реализму приходит символизм.

«Представители символизма уходят от описания реальности, каких-то недостатков в жизни, это становится неинтересно», — объясняет Евгений Гурьев. — «Они уходят в мир образов, символов и видений. Та же мода же отразилась в работах художников-импрессионистов».

Еще одной тенденцией символизма, граничащего с мистицизмом, стал уход в декаданс — отречение от обыденной жизни. Не столько потому, что кто-то был беден или неудачен и потому хотел сбежать от реальности, сколько из-за реакции на сытую благополучную жизнь. Это была прямая реакция на то, что называют викторианской Англией — богатая, успешная, идеальная внешне. Но, как ни парадоксально, это благополучие принесло не радость, а скуку.

«Дело в том, что фактически со времен наполеоновских войн в жизни европейцев не происходило никаких особенных событий или крупных военных потрясений», — считает историк. — «Конечно, в то время шли колониальные войны, накалялись противоречия между ведущими странами мира, но все это происходило где-то далеко и не касалось жизни европейской элиты».

В итоге, Европа живет тихой, размеренной, скучной (в особенности для представителей творческой элиты — богемы) жизнью. Одной из реакций на это стал неоромантизм Киплинга — обращение интереса к событиям за пределами благополучной Европы, другой — декаданс, отрицание общепринятых норм.

Источник: pexels.com

«То же происходит в России. На фоне следующего после реформ Александра II стабильного и быстрого для нашей страны экономического роста возник некий эффект буржуазного общества, общества потребления», — рассказывает Евгений Гурьев. — «Люди не знают, что делать с освободившимся временем, они начинают придумывать развлечения и смысл жизни».

Так появились новые формы и виды искусства, в том числе символизм. Другой его стороной стал мистицизм, ведь символ в художественном — это одно, а увлечение мистикой — это уход от реализма в действительности, а не в искусстве.

Существовала сторона символов, которые поражает наше сознание, и сторона мистики — желание проникнуть за грань, познать непознаваемое, откуда, в том числе, в элитарном обществе возник интерес к частым чрезмерным возлияниям и употреблению психотропных веществ.

«Элита общественная — высшая буржуазия, высшее военное командование, конечно, не настолько продвинуты в плане искусство», — признает историк. — «Но естественно, за писателями, художниками, за властителями дум они стремились следовать. Если творческая элита от скуки увлекается такими нестандартными видами искусства, люди, имеющие власть и богатство, также тянутся за их интересами».

Источник: pexels.com

Это интересно: Как сокровища дома Романовых помогли победить в Великой Отечественной войне

Общие со странами Европы веяние показало, что в конце XIX века российское искусство окончательно интегрировалось в общеевропейское. Интеллектуальный тупик буржуазии привел к тому, что аристократы стали против развенчания мифов, «расколдовывания» действительности, к чему стремился реализм. Мистицизм, напротив, создавал искусственную иллюзию того, что многое еще не познано, грани сознания не изведаны, что давало больше простора для интеллектуальной мысли, деятельности и обсуждений в высшем обществе.