CNN (США): загадочное происхождение красочной московской достопримечательности
Храм Василия Блаженного был построен в середине XVI века, и сразу после этого стали появляться легенды об этой многоликой православной церкви (на самом деле — соборе, официальное название которого Храм Покрова на Рву, прим. ред.), находящейся в самом центре Москвы.
Это был архитектурный подвиг. Самое высокое здание в городе, построенное из кирпича благодаря полученным от итальянцев знаниям. Это была демонстрация могущества России в конце вековой войны. По легенде, являющейся лишь слухом, царь всея Руси и великий князь Московский Иван Четвертый (Грозный) приказал ослепить зодчих, чтобы они никогда больше не смогли возвести столь величественное здание.
Однако происхождение этого архитектурного памятника покрыто завесой тайны.
Прошло уже пять веков, но личности зодчих выяснить так и не удалось, хотя считается, что проект задумали два архитектора, которых звали Барма и Постник Яковлев. Некоторые историки утверждают, что зодчий был один — Постник Яковлев, а Барма — это всего лишь его прозвище.
«Это по-настоящему удивительно, что некоторые основополагающие факты невозможно проверить», — рассказал во время видеоинтервью историк русской архитектуры Уильям Брумфилд (William Brumfield), написавший недавно книгу «Путешествия по Российской империи» (Journeys through the Russian Empire).
Документов осталось очень мало, из-за чего историки типа Брумфилда вынуждены искать подсказки и зацепки.
«Мы многократно сталкиваемся с этой проблемой в истории русской архитектуры, даже в конце XVIII века. Было много пожаров, вторжений, катаклизмов. Москва горела в 1812 году во время нашествия Наполеона. Зачастую документов просто не осталось», — объяснил Брумфилд.
Сегодня храм Василия Блаженного, имеющий официальное название Покровский собор, представляет собой группу церквей из красного кирпича, которые окружают самую большую центральную форму. Каждый придел увенчан яркой маковкой, покрашенной в синий, зеленый, красный и желтый цвета. Этот собор известен во всем мире благодаря своему сказочному внешнему виду, и каждый год его посещают около 400 тысяч туристов. Он стал важным культурным символом страны.
Красная площадь в Москве
На протяжении столетий этот находящийся на Красной площади архитектурный шедевр претерпел множество изменений, расширений и ремонтов. Он даже менял свой цвет. Первоначально храм назывался церковью Святой Троицы, но то здание сгорело в 1583 году, и в следующем десятилетии было восстановлено. Историки точно не знают, как выглядел собор до пожара, но судя по описаниям того времени и высеченным надписям XVII века, прославленные цветные маковки, ставшие символом русской православной архитектуры, появились позднее.
Храм Василия Блаженного был свидетелем многочисленных конфликтов и политических перемен. Он выстоял во время разрушительного пожара 1737 года; его едва не взорвал французский захватчик Наполеон Бонапарт в 1812 году; а во время правления Иосифа Сталина коммунисты грозились снести собор для строительства футуристических зданий.
Демонстрация мощи
О храме доподлинно известно то, что в 1555 году Иван IV приказал построить церковь, которая стала бы символом военной мощи России, победившей тогда Казанское ханство в ходе длившихся целое столетие войн.
«Собор имел предельно ясное политическое значение, — сказал Брумфилд. — Он демонстрировал власть и силу Ивана Грозного как великого князя. Позже Иван стал первым царем».
Храм Василия Блаженного получил свое второе название после того, как сын Ивана Федор построил церковь, посвященную этому святому юродивому, который был известен Ивану и будто бы обладал даром предвидения. Он якобы предсказал большой пожар, опустошивший Москву в 1547 году, а также царствование самого Федора. Собор Василия Блаженного был построен последним в память об этом человеке. Под собором погребены его останки. Это место стало святым и очень популярным, сюда приходили молиться жаждущие исцеления верующие.
Зодчие явно пользовались архитектурными знаниями итальянцев, которые славились своей прочной кирпичной кладкой и умением возводить очень высокие здания. Примером тому служит знаменитый красный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. В период с 1475 по 1510 годы итальянские зодчие перестроили Кремль и два его важнейших собора, принеся в Россию свои новаторские методы эпохи Возрождения. Среди прочего, они умели строить крутые шатровые крыши. Такая крыша покрывает центральную церковь собора Василия Блаженного.
Возводившие собор зодчие расположили группу церквей в основном симметрично. В каждом приделе имеется алтарь, посвященный святому, который ассоциируется с властью Ивана.
«Они (русские зодчие) взяли итальянские технологии и научились строить эти высокие вертикальные конструкции… придавая храмам политическое и династическое значение», — сказал Брумфилд.
Цветные купола
Хотя луковичный купол стал характерной чертой русской архитектуры, никто точно не знает, как он попал на Русь, говорит Брумфилд. Вполне возможно, что храм Василия Блаженного стал первым в этом регионе строением, которое увенчали такой маковкой.
«В какой-то момент эта идея просто охватила всю Россию, — сказал Брумфилд. — Священники по всей России начали менять купола на луковичные маковки». Они сохранили свою популярность на века, начиная с деревянных церквей 18 столетия на острове Кижи и кончая достопримечательностью Санкт-Петербурга 19 века храмом Спаса на Крови и современным храмом Преображения Господня в Звездном городке, построенным в 2008 году.
Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге вошел в список самых красивых храмов мира
Согласно Брумфилду, построившие храм Василия Блаженного зодчие позаимствовали форму куполов у Османской империи, сделав их символом победы над Казанским ханством, которое являлось тюркским государством, населенным татарами. Либо же они могли взять в качестве образца купол храма Гроба Господня в Иерусалиме.
«В этот период русские начали считать свою страну новой священной землей», — объяснил Брумфилд. В то время Иерусалим находился под властью османов, как и бывшая столица Римской империи Константинополь (ныне Стамбул). Ни тот, ни другой город еще и до захвата османами не признавал верховную власть Папы Римского, а до пленения Константинополь считал себя православным городом. В итоге русские считали, что стать новой священной столицей православия может только город на русской земле.
Цвета тоже не имеют особого значения и истории. Их добавляли со временем, с конца XVII до середины XIX веков, когда появились новые тенденции и предпочтение ярким краскам.
«Русским нравятся яркие украшения», — сказал Брумфилд. Кроме того, цветной узор добавляет храмам нарядности на фоне хмурых туч, которые часто закрывают небо в долгие и темные русские зимы. Храм Василия Блаженного далеко не единственный собор, окрашенный в ослепительно яркие тона. Таких церквей в России великое множество, включая праздничную с позолотой Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, а также ярко-красный с голубыми куполами храм Казанской иконы Божией Матери в Иркутске.
Цвета храма Василия Блаженного менялись вместе с его внешним обликом. У него появилась новая колокольня, цветочные украшения и стенные росписи внутри.
«Это как живой организм. Он растет, он меняется, он преображается, — сказал Брумфилд. — Однако основа всегда четко прослеживается. Храм остается символом древней Московии. А еще — символом стойкости разросшейся из Московии великой России».
Наверное, изменчивый характер храма и стал той причиной, по которой он пережил века и сохранился. «Его выразительный внешний облик привел к тому, что каждый век считает его своим собственным. Храм по-настоящему любим. В России нет другого здания, которое вызывает такую привязанность и любовь, как собор Василия Блаженного».