«Заря» погрузилась в сон»: открыта итоговая выставка-ретроспектива ЦСИ «Заря» во Владивостоке
В минувшую пятницу в Центре Современного искусства “Заря” состоялось открытие выставки-ретроспективы “Сон Зари”, повествующей о семи годах работы в рамках ее резиденции. На выставке представлены значимые по своему масштабу в контексте взаимодействия с городом работы. Выставка включила в себя видеоработы, задействовавшие перформансы гостевых и местных художников, а также работы, сохранившиеся в архиве Зари, сообщает PRIMPRESS.
Участниками выставки стали известные российские и зарубежные авторы (Георгий Острецов, Саша Курмаз, Лейф Холмстранд.), а также местные (Ильяс Зинатулин, Андрей Дмитренко и др.)
Особое внимание главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте и куратор выставки Андрей Василенко уделили интерпретации местности посредством своеобразной манеры концептуализма, ныне господствующей среди современных художников. Это те самые работы, которые развернуто повествуют о взаимоотношении города с художником, его особенностях, влияющих на формирование взглядов его гостей и жителей. Большинство работ содержат видеоматериалы (интерактивный проект «Весна блаженная» владивостокской панк-романтической арт-группы ДВР и др.); описательные образы в аудио-формате; фотографии уличных арт-объектов (“Крылья” Паши 183, “Миниатюры панелек” от немецкого художника EVOL и др.), разбросанных по всему городу; альбомы Натальи Першиной-Якиманской - попросту - “Глюкли”, миниатюрные работы владивостокских художников Кирилла Крючкова, Лехи Г и других художников, коммуницировавший с “Зарей” и нашедших себя в ней за последние семь лет существования резиденции.
“На выставке репрезентации городских нарративов посвящен довольно большой раздел. Среди резидентов были художники, которые работали с памятью города, историей и архитектурой (Ма Хайдзяо, Иван Новиков, Ирина Петракова), с городской флорой и фауной (Александр Морозов, Алексей Булдаков, Анастасия Потёмкина), звуками и музыкой (фильм «Звуки Владивостока» Мариоса Иоанну) – самыми разными сюжетами. Перечислять резидентов и жанры можно бесконечно. За время работы мы реализовали более 90 резидентских проектов и исследований. Все эти истории интересны, но важнее всего, на мой взгляд, то, что город менялся вместе с каждым резидентом, изменялось и наше восприятие этого места, потому что художники постоянно меняли нашу оптику, предлагали сфокусироваться на новых, всякий раз неожиданных точках, выдвигали развернутые и неожиданные интерпретации, тексты, исследования, произведения. Резиденты уехали, но то, что они нам дали, останется здесь навсегда”, - комментирует главный куратор ЦСИ “Заря” Алиса Багдонайте.
История каждой представленной работы неповторима и интересна не только своим содержанием, но и ее происхождением, личностью художника, а также авторским взглядом, передающим своеобразное отношение к Владивостоку и его анализ.
“За годы работы центра и арт-резиденции была собрана коллекция произведений российских и зарубежных художников. При отборе я и Алиса Багдонайте следовали лишь одному принципу – это должны были быть проекты, которые ярче всего представляют художественные стратегии, раскрывающие особенности территории и локальную мифологию. И, конечно же, мы выбрали работы молодых местных художников – Андрея Дмитренко, Дениса Коробова, Лехи Г и Кирилла Крючкова, чья карьера во многом связанна именно с деятельностью ЦСИ «Заря», - объясняет свой выбор куратор выставки Андрей Василенко.
Часть экспозиции посвящена опыту художников, чьи проекты были глубоко интегрированы в городскую среду - те самые арт-объекты, созданные резидентами центра. Многие из представленных работ уже “канули в лету” и останутся лишь в архивах музея, а некоторые из них продолжат существовать среди нас.
“Я с сожалением думаю об утрате многих прекрасных работ, исчезнувших с улиц Владивостока: «Крылья» Паши 183 не прожили и суток, их демонтировали коммунальные службы, которые сами же их согласовали и разместили, не договорившись внутри департамента, были закрашены работы EVOL, Славы ПТРК. Я думаю, городу Владивостоку не хватает искусства, уличного и публичного, официального и неофициального, свободного и утилитарного. Никакой трансформации здесь нет: раньше было, а теперь – нет”, - комментирует ситуацию с пропажей некоторых работ Алиса Багдонайте.
В стенах ЦСИ «Заря» вы встретите уже знакомые “элементы города”, которые в свое время смогли создать и преобразить разные художники, проникнитесь историей и изложенной сутью этих работ, а снаружи, если не полениться и прогуляться по территории фабрики, вы обнаружите массу интереснейших арт-объектов. Некоторые следы существования резиденции можно отыскать в разных уголках города. Главное - внимательно смотреть по сторонам. Экспозиция “Сон Зари” же будет музеефицирована, а это значит, что пока на ее смену ничего выставляться не планируется. Сон Зари будет бережно храниться до тех пор, пока кто-то его не разбудит вновь.
«Заря» всегда была открыта для самых разных форм сотрудничества. Любая институция могла обратиться в центр и провести в нем свое мероприятие. Но, насколько я знаю, по инициативе самой институции каких-либо исследовательских и образовательных проектов в ближайшее время проводиться здесь больше не будет”, - завершает Андрей Василенко.
Таким образом, арт-резиденция «Зари» как-бы приостанавливает свою работу во Владивостоке и отправляется осваивать новый регион, как сообщают кураторы. Оператор ЦСИ “Заря” создает свой филиал в Краснодарском крае, рядом с Анапой, на самом Таманском полуострове. По словам главного куратора “Зари”, центр своего существования не прекратит. Его ожидает лишь некий “down shifting”, что есть “переезд” на юг, поближе к солнцу. «К слову, новая локация ярко контрастирует с нынешней — это будет своеобразная сельская местность с огромными виноградниками», - «по секрету» сообщает Алиса Багдонайте. Именно в это место теперь будут стекаться новые ресурсы, художники и кураторы. А мы, в свою очередь, с “Зарей” не прощаемся, а говорим ей: “Удачи на новом месте. До новых встреч!”