В Москве простятся с Романом Виктюком

МОСКВА, 20 ноября. /ТАСС/. Прощание с народным артистом РФ, режиссером Романом Виктюком, который умер 17 ноября на 85-м году жизни, пройдет в пятницу в его театре и продлится четыре часа, сообщает пресс-служба театра.

В Москве простятся с Романом Виктюком
© ТАСС

"20 ноября с 11:00 до 15:00 в Театре Романа Виктюка (Стромынка, 6, м. "Сокольники") состоится прощание с художественным руководителем театра, народным артистом России, выдающимся режиссером и человеком Театра, нашим Мастером и Учителем - Романом Григорьевичем Виктюком", - говорится в сообщении.

В пресс-службе подчеркивают, что во время церемонии будут соблюдать все необходимые меры по профилактике и предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

Ранее пресс-атташе театра рассказала ТАСС, что сам Виктюк говорил, что хотел бы быть похоронен во Львове, где покоятся его родители. Гроб с телом режиссера отправят во Львов на следующий день после прощания.

27 октября стало известно, что Виктюк госпитализирован с коронавирусом. Как сообщила 17 ноября пресс-атташе театра, причиной смерти стала тромбоэмболия.

Никогда не шагал в шеренге

Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове в семье учителей. И уже в раннем возрасте мечтал стать режиссером. Свои первые спектакли он поставил в школе и в театральной студии Львовского дворца пионеров. Окончив школу, Виктюк поехал в Москву - в ГИТИС, и поступил с первой же попытки. Он попал в актерскую мастерскую Василия Александровича и Марьи Николаевны Орловых. Среди его учителей были такие режиссеры, как Юрий Завадский и Анатолий Эфрос.

После окончания учебы, несмотря на предложения остаться и работать в Москве, Виктюк вернулся в родной Львов. Там он поступил в труппу Театра юного зрителя им. Горького. Позже начал ставить спектакли самостоятельно - сначала в своем театре, а затем на сценах Киева и Твери (тогда - Калинина). Он работал в Киевском ТЮЗе, Русском драматическом театре Литовской ССР, преподавал в студии при Киевском театре имени И. Франко и в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.

В Москве имя режиссера Романа Виктюка впервые прозвучало в 1975 году, когда он начал ставить спектакли в столичных театрах. В Театре имени Моссовета - "Вечерний свет" и "Царскую охоту", на сцене МХАТа - "Муж и жена снимут комнату", "Татуированную розу". Как вспоминает председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, Виктюк тогда произвел на "мхатовцев" огромное впечатление, и к нему выстроилась очередь из артистов.

В 1978 году в студенческом театре МГУ вышли "Уроки музыки" по пьесе Людмилы Петрушевской. Постановка потрясла тогда театральную Москву, но вскоре спектакль убрали из репертуара как идеологически опасный. Сам режиссер говорил о себе: "Никогда не шагал в шеренге". Спустя десять лет он снова обратился к этой пьесе и поставил ее сразу в двух театрах - театре имени Горького в Нижнем Новгороде и в Русском драматическом театре Вильнюса. Позднее последовал ряд постановок в Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиле, Югославии, и везде был неизменный успех.

Совершивший революцию

В 1988 году в московском театре "Сатирикон" выходит его спектакль "Служанки" по Жану Жене с Константином Райкиным, Николаем Добрыниным, Александром Зуевым и Сергеем Зарубиным. Спектакль, в котором все женские роли играют мужчины, сразу стал событием театральной жизни Москвы. Райкин, тогда только-только возглавивший театр в должности худрука, говорил потом, что это было невероятно смелое предложение Виктюка, настоящая авантюра.

За первой редакцией нашумевшего спектакля последовала вторая (1991) и третья (2006). В 1991 же театральный критик американской газеты New York Times дал своей статье заголовок: "Виктюк со своими "Служанками" совершил революцию, как Ленин в 1917 году". Этот спектакль идет до сих пор и собирает аншлаги.

Еще одним прорывом стала "Федра" Марины Цветаевой на сцене Театра на Таганке. В этом спектакле Алла Демидова одновременно сыграла и Федру, и поэта, а Дмитрий Певцов и Алексей Серебряков исполнили темную и светлую стороны души героини. Спустя 30 лет Виктюк возродил постановку уже в собственном театре - с Дмитрием Бозиным в главной роли и подзаголовком "Мистерия духа".

Дом света

Театр Романа Виктюка открылся в 1991 году - сначала как антрепризный. Первым спектаклем стала "М. Баттерфляй" по пьесе Дэвида Генри Хуана. Статус государственного театр получил в 1996 году, в том же году театр получил и собственный дом. И дом этот абсолютно подходил по духу - авангардное здание, построенное по проекту архитектора Константина Мельникова, дом-шестеренка. Но здание нуждалось в восстановлении, и свои двери театр распахнул для зрителей 28 октября 2016 года. После долгих лет скитаний он, наконец, обрел свой дом - "Дом света", как называл его Виктюк.

В 1998 году в репертуаре театра появилась "Саломея", ставшая культовой постановкой Виктюка и визитной карточкой театра. Говорят, что именно по этому спектаклю можно считывать самые яркие черты стиля режиссера. В самом театре добавляют, что почти все спектакли, выпущенные в авторском, режиссерском Театре Романа Виктюка, до сих пор представлены в репертуаре и продолжают собирать публику, хотя за это время успело смениться несколько поколений театральных зрителей.