Новый директор "Пятого театра" Илья Киргинцев: "В творческую составляющую меня не надо пускать"
Новый руководитель "Пятого театра" рассказал "Омск Здесь" о том, что ему досталось в наследство от Никиты Гриншпуна и какие решения он уже принял как директор театра. В начале августа в министерстве культуры Омской области объявили о назначении нового руководителя "Пятого театра" - эту должность получил Илья Киргинцев. Управленец с опытом работы в государственных и корпоративных структурах стал не художественным руководителем, а директором театра. Что входит в его полномочия и как его деятельность отразится на репертуаре театра, Илья Киргинцев рассказал в эксклюзивном интервью "Омск Здесь". Илья Владимирович, с уходом Никиты Гриншпуна в театре "развели" должности директора и художественного руководителя. Что входит в ваши полномочия и как вы будете влиять на творческое направление? Будет ли последнее слово в таких вопросах за вами или вы полностью отдадите все бразды правления главному режиссёру? Или художник должен творить, а директор - управлять? Да, произошли изменения, и должность художественного руководителя разделили на две: директора и главного режиссёра. С новым главным режиссёром (Максим Кальсин - прим. ред.) у нас состоялся разговор, в ходе которого мы решили, что репертуарную политику определяет он. Но я за этим также наблюдаю, и моё мнение также будет учитываться, так как я вхожу в худсовет. Все новые постановки связаны с финансами и бюджетом театра, и я за это отвечаю. Новый режиссёр театра - Максим Кальсин - достаточно известная личность в кругах омских театралов. Произойдут ли с его приходом кардинальные изменения в репертуаре театра? Удастся ли повторить былой успех? Мы на это надеемся. Если бы мы не были в этом уверены и не рассчитывали на это, то не пригласили его. Если у режиссёра есть потенциал и когда-то был успех, то он однозначно должен его повторить. Мы уверены, что впереди у нас большие творческие победы. Какие-то конкретные задумки или идеи он уже предложил? Максим Георгиевич уже активно работает с труппой. Естественно, первым делом он посмотрел действующий репертуар, составил о нём своё мнение. Не так давно прошла акция "Ночь искусств", как и многие другие проекты в режиме онлайн. Там состоялась читка пьесы современного автора "Перемирие" (16+), режиссёром которой он выступил. Мы выложили в сеть, зрители посмотрели её, и им понравилось, и не исключено, что эта пьеса появится в репертуаре театра. В настоящее время в театре, на мой взгляд, баланс между развлекательными спектаклями и спектаклями, дающими духовную пищу, повод задуматься. По-вашему, какой путь сегодня наиболее перспективен для театра: равнение на интеллектуального зрителя или массовость? Я бы не стал говорить, что один репертуар даёт массовость, а другой не даёт. Однозначно должен быть баланс между спектаклями, в которых люди могут подумать о вечных вопросах, найти для себя какие-то ответы. Но и, конечно, должны присутствовать спектакли, особенно в наше время, когда люди могут просто отдохнуть, посмеяться. По вашим наблюдениям, какие спектакли больше всего любят омичи в театре? Я бы не стал выделять какие-то отдельные спектакли. Да, есть несколько постановок, которые пользуются многолетним успехом, и в этом списке есть комедии. Но есть также серьёзные работы, на которые активно ходят. Например, тот же "Географ глобус пропил" (18+), которому уже десять лет. Он собирает полный зал всегда, некоторые зрители ходят на него уже не в первый раз. Пост директора вы заняли после неприятных событий. На ваш взгляд, повлияли ли они на деятельность труппы, на настроение в коллективе? Сильно ли артисты переживали такое скандальное увольнение своего руководителя? Тут наложилось много факторов. Все эти события происходили, когда действовал режим самоизоляции и учреждения культуры были закрыты. Я думаю, что все переживания ушли вместе с тем периодом. Сейчас мы работаем, репетируем спектакли текущего репертуара, ставим новые спектакли. Грустить некогда, так скажем, труппа занята, и настроение хорошее. Все видят какое-то своё будущее в этом театре, понимают свою роль в нём, и я не вижу здесь никакой проблемы. Как вас встретил коллектив? В своих решениях и планах развития вы опираетесь на запросы коллектива или на собственное видение ситуации? В театре есть администрация, опытные люди, которые проработали здесь не один год. Однозначно, я спрашиваю их мнение. Когда я пришёл на эту должность, сразу задекларировал, что мои двери всегда открыты для любого сотрудника театра. Я ни от кого не прячусь, и если есть какая-то проблема, со мной всегда это можно обсудить. Должность директора предполагает большую ответственность. На кого вы в первую очередь опираетесь в административной работе? В решении административных вопросов буду опираться на своих заместителей. Заместитель по общим вопросам Иван Викторович Тимофеев. Он долгие годы уже работает в театре и прекрасно справляется. Фактически он совмещает две должности - ещё заведующего постановочной частью. Он глубоко погружён в ежедневные заботы театра. Мне есть, с кем решать вопросы. Какие решения как директор вы уже приняли? Будут ли кадровые перестановки в театре? С какими проблемами вы уже столкнулись за первые месяцы своей работы? Понятно, что трудности были. За полгода, пока театр не работал, накопились долги. В решении этих вопросов помогают областные власти, и по большому счёту мы уже решили их. Конечно, первоочередные проблемы касались хозяйственного плана. Надо было открывать новый сезон и, как говорится, почистить пёрышки (улыбается) . Мы поменяли напольное покрытие в зале и в фойе, произвели мелкие ремонтные работы, поменяли свет. Театр такой "организм", который нужно поддерживать постоянно. Какие ещё ремонтные работы планируете провести до конца года? Есть работы, которые не позволяют вести ремонт, не нарушая творческого процесса. Какие-то мы перенесли на летний перерыв в театре, но мы ими занимаемся. Вам лично удалось пообщаться с Никитой Гриншпуном, передавал ли он вам дела? Нет, дела он никакие мне не передавал, но мы с ним знакомы. Как вы относитесь к этой ситуации? Что случилось, то случилось. Что касается того, как в дальнейшем будут развиваться события, связанные с прошлой администрацией, на эти вопросы ответят компетентные органы. Вы достаточно опытный управленец. Что нового в профессиональном плане вы ожидаете получить в этой должности? Театральный менеджмент в целом для меня не новая сфера деятельности. Конечно, раньше постоянно в ежедневном режиме я с этим не сталкивался. В те времена, когда я работал в министерстве культуры, много уделялось внимания этим вопросам. Я участвовал в подготовке первого фестиваля "Молодые театры России", и "Пятый театр" для меня не чужой. Скажем так, сейчас я его для себя заново узнаю, потому что и труппа поменялась, сменился коллектив, практически полностью изменился репертуар. Конечно, это определённый вызов, но это очень интересно, и каждый день открываешь для себя что-то новое. Всё-таки какое начало у вас выражено сильнее - творческое или административное? Конечно, административное начало, и в творческую составляющую меня не надо пускать (улыбается) . Оставим это профессионалам. Александра Юркова возглавляла театр более 20 лет. Во время запуска первого фестиваля "Молодые театры России" вы тесно общались с ней, для неё театр всегда был вторым домом. Какой стиль управления был у неё, на ваш взгляд, и будете ли вы его использовать в своей работе? Александра Илларионовна была мамой театра. Она закрывала весь спектр проблем, начиная от бытовых и хозяйственных вопросов и заканчивая вопросами творческого направления. Она задавала творческое направление театра, в каком русле он будет развиваться. Влияла на наполнение и формирование репертуара. Для неё театр был всем, и она была всем для всех. "Пятый театр" - это Юркова, и, конечно, я буду опираться в своей работе на её опыт руководства. Сейчас сложно что-либо планировать в связи с эпидемиологической ситуацией в стране, но расскажите о проектах и событиях в театре на ближайшее время. В декабре состоится премьера - современная пьеса американского драматурга Уильяма Дауса "Хороший парень". Будет приглашённый режиссёр Андрей Корионов, который ставил в театре спектакль "Свободная пара" (18+). Также делаем новую детскую новогоднюю сказку для наших маленьких зрителей. В январе начинаем делать спектакль, который ставит Максим Кальсин. Это будет его первая работа в качестве главного режиссёра театра. Дальше пошагово пойдём. За время пандемии образовался вакуум премьер, который мы сейчас будем восполнять. Много ли будет постановок с приглашёнными режиссёрами? Я не хотел бы сейчас пока называть конкретных имён. Есть список режиссёров, которых мы рассматриваем, на каждого портфолио. Но не всегда наше желание и их возможности совпадают. У режиссёров часто график расписан на два-три года вперёд. Видеоверсию интервью смотрите завтра, 19 ноября, в программе "Свободное время" (16+) на телеканале "Продвижение". Фото: Илья Петров