О любви и свободе. Пять спектаклей Романа Виктюка 

О любви и свободе. Пять спектаклей Романа Виктюка
Фото: ТАСС
В своих работах он затрагивал сложные философские вопросы о добре и зле, жизни и смерти, свободе, любви и человечности в современном мире. Обращался к самым разным сюжетам — от простых сказочных историй до серьезных и глобальных текстов. Роман Григорьевич любил экспериментировать с формой, открывал актеров с необычной стороны — более глубокой, более трагической. Он любил заставить публику пофантазировать, проводя ее порой через мрачные и страшные события.
Его называли театральным гением, скандалистом, человеком, который совершил переворот в умах людей. Он жил театром и посвятил себя искусству. Сам он казался столь же нереальным, фантастическим, полным магии, как и его работы. Вплетал в спектакли музыку и хореографию, причем делал это максимально гармонично: это не номера, которые прерывают действие и просто расширяют хронометраж. Они становились частью большой партитуры, которую автор воплощал на сцене.
Он тщательно подбирал звуковое сопровождение спектаклей, выстраивал свет, отталкиваясь от музыки. Большую роль играли и шумы, шаги, шорохи, звук машины, даже аплодисментов.
окончил ГИТИС в 1956 году, был ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литовской ССР, работал в Театре Моссовета, Театре им. Вахтантова, «Сатириконе». В 1991 году открыл собственный театр.
Рассказываем о пяти постановках, которые идут там и сейчас.
Мастер и Маргарита
Знаменитый роман режиссер переосмысливает. Одна из главных тем его творчества — несовместимость любви и рабства, потому и некоторые детали булгаковской ему не нужны, например, МАССОЛИТ, дьявольская квартира, варьете и прочее. Вместо них в спектакле появляется много музыки (от  до советских песен), образы Ленина, Сталина, которые сопоставляются с героями романа.
Спектакль из-за его новаторства довольно неоднозначен, о чем и спорили критики после премьеры. Для кого-то нечеткая структура, взаимопроникновение одних элементов в другие стали решающим фактором, чтобы отрицательно высказываться о спектакле. Но стоит признать: именно решения, которые придумал Виктюк для финала этой постановки, делают его просмотр запоминающимся.
Нездешний сад.
Спектакль поставлен по пьесе башкирского драматурга . Для него фигура Рудольфа Нуриева стала лишь предлогом, чтобы поднять тему изгнания, таланта, силы духа. Виктюк, в свою очередь, последовал за автором текста и продолжил идею, связанную с трагической судьбой художника. Эта работа снова обращает нас к проблеме рабства и невозможности его существования рядом с чем-то прекрасным, таким как любовь, искусство, искренность.
В год премьеры «Нездешний сад» стал одним из главных спектаклей театрального сезона и в целом важной работой для мастера. Над постановкой трудились несколько месяцев, это была кропотливая работа, которая стоила автору немало сил.
Служанки
В основе — пьеса французского авангардиста Жана Жене, и она также касается темы свободы, в том числе и внутренней, и того, как она может конфликтовать с внешним миром и обществом. Главные героини — сестры Клер и Соланж, которые завидуют аристократке, в чьем доме обитают. В тайне от Мадам они переодеваются в ее наряды, представляя себя на ее месте. В конце концов девчонки решают, что им надо подставить любовника Мадам, а ее саму — убить.
Впервые этот спектакль Виктюк поставил в 1988 году. С того момента постановка пережила три редакции. Спустя два с лишним десятилетия «Служанки» остаются одной из самых популярных работ автора. Каждый показ спектакля собирает полный зал.
Федра
Спектакль поставлен по поэме . «Федра» — история о любви, жизни и смерти, про вызов сильным мира сего. Виктюк рассуждает о бессилии человека перед некоторыми вещами, строя свой спектакль как череду стоп-кадров, шума и тишины, боли и отпущения. Декорации на сцене практически отсутствуют, есть лишь несколько золотых лент и задник с изображением здания.
А вот исполнителей в то же время, наоборот, очень много, целый хор, из которого и отделяются со временем главные герои: Ипполит, Федра, кормилица и другие. Именно текст становится центральным инструментом в этом спектакле. Виктюк обращается с ним практически как с музыкальным материалом, постепенно превращая обычную речь во что-то удивительное.
Мелкий бес
Роман об учителе, постепенно сходящем с ума, неоднократно ставился на театральных сценах. В театре Романа Виктюка режиссер в третий раз обращается к этому тексту: на этот раз его волнует вопрос самопознания человека в век технологий, когда многие забывают о простых вещах, о гармонии с собой и окружающим миром.
В прошлом году, как раз после премьеры этого спектакля, в интервью ТАСС Роман Григорьевич говорил, что никогда не выдвигает свои спектакли на национальную премию «Золотая маска». Для него не были важны награды и соревнования: «Оценивать постановки должны в первую очередь зрители».
Видео дня. В США скончался тележурналист Ларри Кинг
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео