О любви и свободе. Пять спектаклей Романа Виктюка
В своих работах он затрагивал сложные философские вопросы о добре и зле, жизни и смерти, свободе, любви и человечности в современном мире. Обращался к самым разным сюжетам — от простых сказочных историй до серьезных и глобальных текстов. Роман Григорьевич любил экспериментировать с формой, открывал актеров с необычной стороны — более глубокой, более трагической. Он любил заставить публику пофантазировать, проводя ее порой через мрачные и страшные события.
Его называли театральным гением, скандалистом, человеком, который совершил переворот в умах людей. Он жил театром и посвятил себя искусству. Сам он казался столь же нереальным, фантастическим, полным магии, как и его работы. Вплетал в спектакли музыку и хореографию, причем делал это максимально гармонично: это не номера, которые прерывают действие и просто расширяют хронометраж. Они становились частью большой партитуры, которую автор воплощал на сцене.
Он тщательно подбирал звуковое сопровождение спектаклей, выстраивал свет, отталкиваясь от музыки. Большую роль играли и шумы, шаги, шорохи, звук машины, даже аплодисментов.
Роман Виктюк окончил ГИТИС в 1956 году, был ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литовской ССР, работал в Театре Моссовета, Театре им. Вахтантова, "Сатириконе". В 1991 году открыл собственный театр.
Рассказываем о пяти постановках, которые идут там и сейчас.
Мастер и Маргарита
Знаменитый роман Михаила Булгакова режиссер переосмысливает. Одна из главных тем его творчества — несовместимость любви и рабства, потому и некоторые детали булгаковской Москвы ему не нужны, например, МАССОЛИТ, дьявольская квартира, варьете и прочее. Вместо них в спектакле появляется много музыки (от Шарля Гуно до советских песен), образы Ленина, Сталина, которые сопоставляются с героями романа.
Спектакль из-за его новаторства довольно неоднозначен, о чем и спорили критики после премьеры. Для кого-то нечеткая структура, взаимопроникновение одних элементов в другие стали решающим фактором, чтобы отрицательно высказываться о спектакле. Но стоит признать: именно решения, которые придумал Виктюк для финала этой постановки, делают его просмотр запоминающимся.
Нездешний сад. Рудольф Нуриев
Спектакль поставлен по пьесе башкирского драматурга Азата Абдуллина. Для него фигура Рудольфа Нуриева стала лишь предлогом, чтобы поднять тему изгнания, таланта, силы духа. Виктюк, в свою очередь, последовал за автором текста и продолжил идею, связанную с трагической судьбой художника. Эта работа снова обращает нас к проблеме рабства и невозможности его существования рядом с чем-то прекрасным, таким как любовь, искусство, искренность.
В год премьеры "Нездешний сад" стал одним из главных спектаклей театрального сезона и в целом важной работой для мастера. Над постановкой трудились несколько месяцев, это была кропотливая работа, которая стоила автору немало сил.
Служанки
В основе — пьеса французского авангардиста Жана Жене, и она также касается темы свободы, в том числе и внутренней, и того, как она может конфликтовать с внешним миром и обществом. Главные героини — сестры Клер и Соланж, которые завидуют аристократке, в чьем доме обитают. В тайне от Мадам они переодеваются в ее наряды, представляя себя на ее месте. В конце концов девчонки решают, что им надо подставить любовника Мадам, а ее саму — убить.
Впервые этот спектакль Виктюк поставил в 1988 году. С того момента постановка пережила три редакции. Спустя два с лишним десятилетия "Служанки" остаются одной из самых популярных работ автора. Каждый показ спектакля собирает полный зал.
Федра
Спектакль поставлен по поэме Марины Цветаевой. "Федра" — история о любви, жизни и смерти, про вызов сильным мира сего. Виктюк рассуждает о бессилии человека перед некоторыми вещами, строя свой спектакль как череду стоп-кадров, шума и тишины, боли и отпущения. Декорации на сцене практически отсутствуют, есть лишь несколько золотых лент и задник с изображением здания.
А вот исполнителей в то же время, наоборот, очень много, целый хор, из которого и отделяются со временем главные герои: Ипполит, Федра, кормилица и другие. Именно текст становится центральным инструментом в этом спектакле. Виктюк обращается с ним практически как с музыкальным материалом, постепенно превращая обычную речь во что-то удивительное.
Мелкий бес
Роман Федора Сологуба об учителе, постепенно сходящем с ума, неоднократно ставился на театральных сценах. В театре Романа Виктюка режиссер в третий раз обращается к этому тексту: на этот раз его волнует вопрос самопознания человека в век технологий, когда многие забывают о простых вещах, о гармонии с собой и окружающим миром.
В прошлом году, как раз после премьеры этого спектакля, в интервью ТАСС Роман Григорьевич говорил, что никогда не выдвигает свои спектакли на национальную премию "Золотая маска". Для него не были важны награды и соревнования: "Оценивать постановки должны в первую очередь зрители".