В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Биография Романа Виктюка

ТАСС-ДОСЬЕ. Режиссер, народныРоман Виктюк умер 17 ноября 2020 года в возрасте 84 лет.
Роман Григорьевич Виктюк родился 28 октября 1да во Львове в семье учителей.
В оду в Москве окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС), где обучался вскоарии Орловых.
Первые спектакли Роман Виктюк поставил в подростковом возрасте еще в школе, а также в театральной студии Львовского дворца пионеров.
После окончания ГИТИС вернулся во Львов и поступил в труппу Театра юного зрителя (ТЮЗ) им. М. Горького (ныне - Первый украинский театр для детей и юношества). Руководил молодежным театром-студией при Львовском ТЮЗе.
Проходил службу в Советской армии: сначала в мотострелковых войсках, затем был переведен в ансамбль песни и пляски Прикарпатского военного округа.
В 1964 году исполнил на сцене Львовского ТЮЗ роль школьника Шуры Тычинкина в спектпо пьесе Сергея Михалкова. В 1965-1967 годах в качестве режиссера поставил в этом театре спектакли "Все это не так просто" по пьесе Георгия Шмелева, "Фабрпьесе Александра Володина, "Ги" по пьесе Льва Устинова, "Дон Жуан" по пьесе Жана-Батиста Мольера "Дон Жуан, или Каменный пир" и другие.
В 1968-1969 годах, работая с труппой Калининского театра юного зрителя (ныне - Тверской театр юного зрителя), поставил спектакли "Мне хочется видеть сегодня тебя" по пьесе собственного сочинения, "Одной по пьесе Андрея Кузнецова, "Ковапо пьесе Фридриха Шиллера.
В 1970-1974 годах являлся ведущим режиссером Государственного русского драматическора Литовской ССР (Вильнюс; ныне - Русдраматический театр Литвы). На его сцене поставил спектакли "" по пьесе Питера Шеффера, "Песе Рустама Ибрагимбекова, "Валент" по пьесе Михаила Рощина, "Мария Стюарт" по пьесе Юлиуша Словацкого, "Любовь -ксея Николаевича Толстого, "С любимыми не расставайтесь" по пьесе Александра Володина.
В середине 1970-х годов преподавал на эстрадном отделении Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ныне - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева, Москва). Тогда же начал ставить спектакли в моатре имени Моссовета - "Вечеесе Алексея Арбузова (1976) и "Царспьесе Леонида Зорина (1977), в Московском художественном академическом театре - "Муж и жена снимут комнату" по пьесе Михаила Рощина (1976), "То была не пятая, пьесе Альдо Николаи (1977), "Украденное счастье" по пьесе Ивана Франко (1977).
В 1977-1979 годах являлся главным режиссером С им. М.В. Ломоносова. Поставил в нем спектакли "УтиАлександра Вампилова и "УроЛюдмилы Петрушевской.
В 1980-х годах работал в театре-студии "Москворечье" и студии Дома культуры "Знамя революции" (Москва), осуществил ряд постановок в Театре им. Евгения Вахтангова, Московском государственном театре эстрады, Московском областном государственном камерном театре, театре "Современник", Таллинском русском драматическом театре (Эстонская ССР; нусский театр Эстонии), Киевском академическом русском драматическом театре им. Леси Украинки (Украинская ССР; ныне - Национальный академический театр русской драмыси Украинки, Украина).
В 1988 году на сцене московского театра "Сатирикон" поставил спектакль "Служанки" по одноименной пьесе французского драматурга Жана Жене. Женские роли в нем исполняли актеры-мужчины. Этот факт в сочетании с рядом смелых творческих решений режиссера обеспечил постановке широкую известность, сделав ее одной из наиболее резонансных театральных премьер времен перестройки.
В 1991 году вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем основал во Львове творческое объединение "Фонд Мазоха". В том же году создал в Москве антрепризный "Театр Романа Виктюка" и занял в нем должность художественного руководителя. Премьерной постановкой стал спектакль "М. Баттерфляй" по пьесе Дэвида Генри Хвана. В 1996 году театр получил статус государственного (располагается в Сокольниках в здании бывшего Дома культуры им. И.В. Русакова).
В разные годы на сцене "Театра Романа Виктюка" режиссер поставил спектакли "Двое на качеляхяма Гибсона (1992), "Рогатка" и "Полонез Огинского"иям Николая Коляды (1993, 1994), "Филе" по роману маркиза де Садамея" по пьесе Оскара Уайльда (1998), "З" по произведению Энтони Берджесса (1999арита" по роману Михаила Булгакова (2001), "Коза,ая Сильвия?" по пьесе Эдварда Олби (2005) загара" по произведению Данила Гурьянова (20 Ромео и Джульетта" по трагедии Уи(2009), "Несравненная!" по пьеситилтера (2013кий бес" по роману Федора Сологуба (2019). Театр гастролировал в США, Канаде, Германии, Израиле и других странах.
В общей сложности на протяжении режиссерской карьеры Виктюк поставил более 200 спектаклей.
Являлселефильмов "Вечерний свет" по пьесе Алексея Арбузова (1976), "Игроки" по произведению Николая Гоголя (1978), "История кавалера де Грие и Манон Леско" по мотивам романа аббата Прево (1980), "Мне от любви покоя не найти" по мотивам пьес Уильяма Шекспира (1980), е ты живешь?" по произведению Михаила Рощина "Радуга зимой" (1982), "Долгая память" по повести Льва Кассиля и Макса Поляновского "Улица младшего сына" (1985).
Исполнил роль нотариуса в телесериале "Ростов-Папа" (2001, режиссеры Кирилл Серебренников и Илья Малкин) и роль врача-психотерапевта в фильме "Конец века" (2001, Константин Лопушанский).
В 2000-х год теПоэтический театр Романа Виктюка" (ТВЦ).
Роман Виктюк пкафедре режиссуры и мастерства актера музыкального театра, руководил мастерской. Также вел педагогическую деятельность в Институте театрального искусствсква).
Возглавлял жюри театрального фестиваля "Маска" (2011, Томск), входил в жюри телепроектов "Призрак оперы" (2011, Первый канал), "Большой балет" (2012, "Россия - Культура"), "Минута славы. Дорога на Олимп!" (2013, Первый канал) и др.
Народный артист РФ (2009) и Украины (2006). Зель искусств России (2003).
Лауреат премии Центра европейской драматургии Maratea (1991), международной премии Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии (1997)теля Союза театральных деятелей РФ (2017), Международной премии Станиславского (2019).
Жизни и творчеству режиссера посвящены сборник "Роман Виктюк с самим собой" (2000, редактор Сергей Андрусенко), книга "Театр Романа Виктюка. Из точки в вечность" (2008, автор Анастасия Мурзич), документальные фильмы "Роман-любовь" (1992, режиссер Виталий Манский), "Баттерфляй" (1993, Алексей Учитель) и "Нездешний Виктюк" (2016, Денис Курочка).