Войти в почту

Далеко ли России до общенационального локдауна? Комментарий Георгия Бовта

Первым российским регионом, объявившим заново жесткий карантин в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, стала Бурятия. В Европе повторный локдаун действует уже относительно давно

Далеко ли России до общенационального локдауна?
© Сергей Савостьянов/ТАСС

В Бурятии приостановлена работа ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания. Исключением стали заведения с обслуживанием навынос, расположенные в гостиницах, а также те, которые обслуживают работников организаций. Также приостановлена работа торговых центров и других объектов розничной торговли. Исключение составляют аптеки, салоны связи, продуктовые и магазины с товарами первой необходимости. Будут также закрыты кинотеатры, салоны красоты, бани и сауны. Власти республики обещают не продлять карантин в декабре ввиду крайне неблагоприятных экономических последствий.

Комментарий Георгия Бовта:

Ситуация с коронавирусом в России продолжает ухудшаться. Это видно по ежедневно побиваемым рекордам суточного прироста заболеваемости. При этом картина сильно разнится по регионам. По данным Роспотребнадзора, наиболее высокие показатели суточной заболеваемости фиксируются в Карелии, Республике Алтай, Мурманской области, а также в Ямало-Ненецком автономном округе и других субъектах. В 17 регионах замечена критичная ситуация с коечным фондом для больных COVID-19. В Хакасии, Чувашии, Ивановской области, Еврейской автономной области заняты свыше 95% коек. В остальных 13 регионах занятость коечного фонда — 90%. Средняя по России загруженность коечного фонда составляет 83,4%. Также поставлена задача добиться уровня тестируемости по регионам не менее 200 на 100 тысяч населения. За абсолютными цифрами в то же время весьма трудно составить общую картину происходящего. Скажем, в европейских странах ежедневно рапортуют о заполненности не всего коечного фонда, а именно реанимационного, что более показательно. Также у нас нет представления о том, какая часть потенциально заразившихся не охвачена тестированием. Притом что по числу тестов на 100 тысяч Россия и так держится в первой пятерке стран примерно с весны.
Например, одновременно с Бурятией на тотальный карантин ушла Австрия. На фоне суточного показателя заболеваемости 550 новых случаев на 100 тысяч населения в течение последней недели, или немногим менее 10 тысяч в сутки. Население Бурятии примерно в десять раз меньше. Она ушла на карантин при официальных 236 новых заболевших в сутки, или около 20 на 100 тысяч. При этом известно, что в Австрии заняты примерно четверть из 2 тысяч коек реанимации, а в Бурятии в реанимации остаются около 900 человек, тогда как общий коечный фонд занят почти на 85%. Австрийцы считают, что неохваченными остаются не менее четверти заболевших, а в Бурятии таких оценок не делают. По истечении карантина власти альпийской европейской страны собираются протестировать на антитела все население. У бурятских властей явно таких возможностей нет. Исходя из официальных цифр суточного прироста заболевших ковидом в России, в расчете на 100 тысяч он, получается, минимум в 10-15 раз ниже австрийского. Как такое может быть? Тем более что ситуация в медучреждениях явно выглядит тревожнее и власти говорят о том, что коечный фонд близок к переполнению. Из этого можно сделать разные выводы. Например, о том, что возможности той же австрийской медицины и средней российской отличаются на несколько порядков. Или же о том, что общее количество проводимых в России тестов, по которым она держится в тройке-пятерке лидеров, не очень адекватно отражает ситуацию по стране в целом. Поскольку, во-первых, основная масса тестов проводится в столицах и крупных городах, во-вторых, тестируются в гораздо большей степени примерно одни и те же люди: кто-то где-то каждую неделю или несколько раз в неделю, а кто-то вообще ни разу. По состоянию на воскресенье Россия находилась на четвертом месте в мире по числу тестов в сутки на 100 тысяч: 473 против 506 у США, 549 у Израиля и 557 у Великобритании. Однако оценить, в какой степени тестами в нашей стране не охвачены заразившиеся ковидом люди, из официальной российской статистики не представляется никакой возможности. По количеству больничных коек Россия, несмотря на сокращение их примерно на четверть с начала века, по-прежнему опережает среднеевропейский показатель. В расчете на 100 тысяч у нас их примерно 800, в ЕС примерно 550. Таким образом, их заполняемость, составляющая, по официальным данным, 84% по стране, на мой взгляд, никак не соотносится с официальной статистикой заболеваемости ковидом, которая в расчете на 100 тысяч по суточному приросту во много раз меньше, скажем, той же австрийской и вообще среднеевропейской. Вывода может быть два: либо в Европе свирепствует какой-то особо лютый коронавирус, либо в России официальная статистика является лишь верхушкой айсберга развивающейся в стране эпидемии.