«Я часто говорю своим артистам: „Любите себя“. Высказывания Джигарханяна о карьере актера 

«Я часто говорю своим артистам: „Любите себя“. Высказывания Джигарханяна о карьере актера
Фото: ТАСС
, 14 ноября. /ТАСС/. Народный артист СССР умер в субботу на 86-м году жизни. Он воплотил сотни образов на российской и армянской театральных сценах, исполнил множество колоритных ролей в кино, в том числе судьи Бригса в «Здравствуйте, я ваша тетя!», главаря банды Горбатого в «Место встречи изменить нельзя», Козюльского в «Ширли-мырли».
Он родился 3 октября 1935 года в столице Армянской ССР в составе Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. Рос вместе с матерью, Еленой Васильевной, и отчимом. Отец же, Борис Акимович, покинул семью вскоре после рождения сына. «Она была умная и очень остроумная, потому что, если я вдруг соплю отпускал, она сразу же говорила: „Неверно ведешь себя“. И я этому у нее научился — не распускать сопли», — вспоминал Джигарханян в одном из интервью о своей матери.
Среднюю школу будущий артист окончил в 1952 году и попытался поступить в Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского в Москве (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС), но не прошел конкурс. Как рассказывал Джигарханян в различных интервью, мечта о поступлении в один из ведущих театральных вузов у него появилась благодаря матери, которая ездила в Москву и по возвращении привозила театральные афишки. «Покорить нельзя — это глупо. Я просто хотел приехать в Москву», — говорил он. На конкурс в столичный театральный институт артист приехал в полной боевой готовности: «Мама собрала мне матрас, постель, продукты и сама со мной приехала. На конкурсе я читал монолог Незнамова из Островского (пьеса „Без вины виноватые“). И какой-то человек из комиссии (помню только, что он был почему-то с теннисной ракеткой) после сказал мне: „А зачем вы сюда приехали? А почему в  не идете в театральный институт — он у вас замечательный“. И я вернулся в Ереван, там встретил своего великого педагога Армена Гулакяна. А если бы не вернулся… Кто знает, что было бы…», — вспоминал Джигарханян.
После неудачного опыта поступления в течение года работал помощником оператора на киностудии «Арменфильм». В 1954 году, как ему и советовали, поступил в Ереванский художественно-театральный институт (ныне Ереванский государственный институт театра и кино). Учился на курсе народного артиста Армянской ССР Армена Гулакяна. Еще на втором курсе Джигарханян был принят в труппу Ереванского русского драматического театра им. К. С. Станиславского. Институт он окончил в 1958 году.
Об опыте в театре
Воспоминания о первых шагах на профессиональной сцене у артиста остались надолго. «Я это очень хорошо помню, как сейчас: 25 января 1955 года я вышел на сцену Ереванского русского драматического театра имени Станиславского в спектакле „Иван Рыбаков“. И там у меня был следующий текст: „Товарищ капитан, вам телефонограмма!“. Так произошло мое первое появление на профессиональной сцене», — делился он в интервью.
В театре им. Станиславского артист прослужил десять лет, и за это время сыграл более 30 ролей. В их числе: Городулин в постановке пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», Нелькин в «Свадьбе Кречинского» по комедии , Сергей в «Иркутской истории» по пьесе , Актер в спектакле «На дне» по произведению Максима Горького.
Затем на сцене в Ереване Джигарханяна заметила одна из актрис Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»). По словам Джигарханяна, она рассказала о нем , от которого в 1967 году последовало приглашение перейти в его театр. Джигарханян сыграл в «Ленкоме» в пяти постановках, исполнил роль Мольера в одноименном спектакле по роману . «К моему несчастью или счастью, этого я точно не могу сказать, я всего несколько месяцев профессионально общался с Эфросом, но я все равно контактировал с ним, даже когда Анатолий Васильевич затем ушел в театр на Малой Бронной. Этот период был некой вспышкой, потому что Эфрос — великий режиссер, очень интересный», — вспоминал позднее артист.
С 1969 по 1996 год Джигарханян был одним из ведущих артистов Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Среди наиболее известных ролей Джигарханяна — Левинсон ("Разгром" по роману ), Стэнли Ковальски ("Трамвай «Желание» по пьесе Теннесси Уильямса), Сократ и Нерон ("Беседы с Сократом" и «Театр времен Нерона и Сенеки» по произведениям ), Хлудов ("Бег" по пьесе Михаила Булгакова). После ухода из Театра им. Маяковского он участвовал в антрепризных спектаклях, постановках «Ленкома» и Театра-студии (ныне Московский театр Олега Табакова). «Наша профессия, я тебе сейчас объясняю, держится на одном вопросе: это для тебя проблема или не твоя проблема? Если я имел дочку и ее потерял, то я буду играть короля Лира. Но мы же не можем искать среди артистов тех, кто кого-то душил, чтобы сыграть Отелло? Значит, это имитация. Вот и все», — говорил актер.
В 1991-1994 годах Джигарханян преподавал во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова. Затем, в 1996 году на основе группы выпускников ВГИКа создал труппу Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна (первоначально носил название «Театр „Д“). С этого же года он являлся художественным руководителем этого театра, в 2005-2015 годах также был его директором. По 2020 год занимал должность президента театра. „У нас нет каких-либо предпочтений по репертуару, ведь театр всегда остается театром, когда сегодня тебе смешно, завтра — хочется есть, а послезавтра ты плачешь. Я не знаю, как его определить — как романтический театр или интеллектуальный. Я думаю, что такое искусственное разграничение ведет лишь к тому, что зрителю просто становится скучно“, — отмечал худрук.
Артист более 250 ролей
Широкую известность Армену Джигарханяну принесла кинокарьера. Дебютной для него стала роль рабочего Акопа в картине „Обвал“ (1960). Особенно запомнилась зрителям роль молодого ученого-физика Артема Манвеляна в фильме Довлатяна „Здравствуй, это я!“ (1965). В последующие десятилетия Армен Джигарханян стал одним из самых востребованных актеров в истории советского и российского кинематографа, сыграл более 250 ролей. Снимался у таких культовых режиссеров, как  (в детективе „Место встречи изменить нельзя“), (в трагифарсе „Город Зеро“), (в трагикомедии „Паспорт“), в комедии „Ширли-мырли“. В интервью Джигарханян рассказывал, что пересматривал фильмы со своим участием. „Как-то я поехал сниматься. Ночь была долгая, не мог заснуть. Я включил телевизор — там „Ширли-Мырли“. Я просидел до конца, до утра сидел и смотрел“, — говорил он.
Помимо этого, артист озвучил персонажей мультфильмов „Жил-был пес“, „Остров сокровищ“, „Серый волк энд Красная Шапочка“ и других. Участвовал в дублировании фильмов, создании радиопостановок. „Я вообще себе нравлюсь, — признавался артист. — Хороший я артист и человек хороший, как мне кажется. И я думаю, что это очень нам важно, нам — людям. Я должен знать, что я люблю себя. Я часто говорю это своим артистам: „Любите себя“.
Видео дня. Егор Крид перестал скрывать свою возлюбленную
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео