В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Это очень не простое решение, почти что решить уйти из жизни»: Армен Джигарханян рассказал о своем уходе со сцены

был нечастым гостем в Нижнем Новгороде. Но каждый его приезд становился событием, а постановки с его участием пользовались неизменным успехом у публики. В один из таких визитов шеф-редактору газеты «Новое дело» Нелле Прибутковской удалось взять эксклюзивное интервью у великого актера, где он рассказал, почему ушел со сцены и почему мужчины и женщины не могут обойтись друг без друга. Сегодня мы публикуем самые яркие выдержки из этого интервью. Нет театра без интриг — Армен Борисович, почему вы в своё время ушли из театра Маяковского, где были ведущим актёром, и решили создать свой театр. Ходили слухи, что вы серьёзно повздорили с худруком театра. Вам надоело подчиняться, захотелось властвовать самому, и поэтому вы решили создать собственный театр? — Я не знаю, почему я это сделал… Подчиненный, неподчинённый — это не связано с моим решением. Всё равно люди, когда решают родить ребёнка, понимают, что входят в некоторую зависимость друг от друга. Так и в театре все всё равно зависят друг от друга. Я даже не знаю, почему я это сделал… Может, у меня была возможность кому-то помочь. И сейчас в моём театре хорошие ребята не слоняются, где-то бегая в массовке, а играют, вырастают в хороших артистов. Но это объяснение довольно слабое. Даже не знаю честно. Но я говорю ответственно – у меня никогда не было, и, к моему счастью, наверное, никогда не будет амбиций художественного руководителя. У меня вообще нет нездоровых амбиций… — Но творческие амбиции-то всё равно, наверное, должны присутствовать. По крайней мере, бытует мнение, что в актёрской профессии без них ничего добиться невозможно. Учитывая ваш блистательный творческий путь, у вас должны быть грандиозные амбиции… — Ну, это следовало бы назвать не амбициями, а тщеславием. Это другое. Потому что я, конечно, думаю, что если бы я сыграл сейчас Отелло, то я был бы самый лучший Отелло в мире. Но это мои дела, это никого не касается. Об этом не стоит говорить и это не стоит культивировать. — В принципе, актёрская профессия довольно ощутимо калечит психику, ломает характеры – надо кому-то нравиться, подстраиваться, угождать. Вы сами через это проходили? — Нет, это суждения неудачников. Вот вчера приезжал к нам один провинциальный театр, и я ходил к одному тамошнему актёру на спектакль. А до этого он мне рассказывал о том, какие интриги у них царят, что любовник директрисы играет у них все главные роли, балябуля-малябуля. И знаете, что? Вот именно он на сцене и был как раз самый неинтересный. Тогда его суждения становятся жалобой неудачника, несостоявшегося человека. говорил: «Роль по блату можно получить, но сыграть её невозможно». — А в вашем театре существуют интриги? И вообще, возможно ли избежать их в театральном мире? — Они не могут не быть. Другое дело, что мы вместе книги читаем или песни слушаем, чтобы избежать некрасивых вещей. Мне тут один выдающийся тенор, который работал в Большом театре, рассказывал, как одна известная балерина написала другой в пуанты. Вот этого в театре можно избежать. — Вы перестали играть и даже официально объявили, что уходите со сцены. Что сподвигло вас на этот, прямо скажем, самоотверженный поступок? Неужели не тянет на сцену? — Нет, не тянет. Устал, постарел. Есть огромное количество вещей, которые связаны с человеческой потенцией. И когда наступает потеря этой потенции… Я много играл — 50 лет играл. Я играл великие роли у великих режиссёров. Сейчас я понял, что могу сбоить. Потом я не получаю от этого былого восторга. Надеюсь, вы понимаете, что это очень не простое решение. Почти что решить уйти из жизни. Но я понимаю, что я сейчас уже могу давать брак, а это нежелательно. Скажу вам грубо – я уже детей рожать не могу. При всей моей великой любви к детям. А от съёмок в кино я не отказываюсь. Хотя играю и не очень большие роли. Но буду циничен – я это делаю для заработка. Потом в кино можно в кадре, если тебе тяжело — присесть или хуже того – прилечь. Жизнь на два дома — Вы с женой не обсуждали вопрос, чтобы перебраться в Америку вместе? — Вместе нет, потому что мой заработок в России значительно выше. Я языка не знаю. И даже если бы я мог поработать грузчиком в каком-нибудь магазине, незнание языка мне бы сильно мешало. Нет, у меня не возникала идея перебраться туда насовсем. Потом, понимаете, об этом сложно говорить. Это такие дела только твои… — Приятно, что вы обошлись без пафоса. Знаете, как многие начинают бить себя кулаком в грудь, дескать, это моя Родина, да как я её покину. — Нет… Родина это любовь. И можно всю жизнь жить вне Родины и, тем не менее, любить её. И, что главное, быть бесконечно полезным ей. Больше, чем те, которые у метро людей убивают. Измена от пустоты — Армен Борисович, неужели это правда, что вам в молодости не нравилась ваша внешность и вы даже стеснялись ходить на танцы… — Нет. Хотя я в восторге от своей внешности не был. И на танцы никогда не ходил да и, наверное, плохо танцевал. Я постепенно узнавал себя и понимал, что во мне есть каике-то более важные черты энергетического характера. Есть самим человеком неконтролируемая энергетика. Я думаю, что актёр как раз ею обладает. — Сейчас очень модно говорить о мужской полигамии. На ваш взгляд, это правда и мужчина на самом деле так устроен? Или это просто новомодная теория, чтобы оправдать неверность. — Ну, мы ведь как живём? Простите, что я так упрощаю проблему. У нас возникают пустоты. Вот как в желудке, когда возникает пустота, вы начинаете кушать. Я думаю, что так же происходит и с душой. Образуются пустоты, и мы стараемся их чем-то заполнить. Кто чем. Вот у Хемингуэя было тридцать кошек. Но это тоже заполнение пустот. — А ваш знаменитый кот Фил, который считается членом вашей семьи, тоже же заполнение пустот? — Конечно, только это… …Я могу вам сейчас сказать… 13 февраля мой Фил умер.… И сейчас я не нахожу себе места… — Вы как-то сказали, что разница полов — это самое страшное, что придумал Господь. — Да, это самое трудное. Потому что мы антагонисты, которые не могут друг без друга существовать. 14 ноября 2020 года народный артист СССР Армен Джигарханян умер. 

«Это очень не простое решение, почти что решить уйти из жизни»: Армен Джигарханян рассказал о своем уходе со сцены
Фото: Нижегородская правдаНижегородская правда