«Усилится такое явление, как турбулентность»: глобальное потепление сделает перелеты более опасными

Британское издание Daily Express опубликовало интервью с пилотом пассажирского самолета Патриком Смитом, который прогнозирует, что в ближайшем будущем произойдет стремительный рост мощности зон турбулентности и повысятся связанные с этим риски авиаперелетов. О том, действительно ли это так, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» российские эксперты в области гражданской авиации и метеорологии.

«Усилится такое явление, как турбулентность»: глобальное потепление сделает перелеты более опасными
© МТРК «МИР» / Светлана Родина

«Чисто теоретически глобальное потепление действительно способно значительно усилить такое явление, как турбулентность, – говорит ведущий специалист Центра «Фобос» Александр Синенков. – Течение потоков воздуха может быть ламинарное – гладкое, спокойное, медленное – и турбулентное, которое бывает на границах атмосферных потоков с различными свойствами (по плотности, по скорости, по температуре). На границе таких потоков происходит перемешивание этих слоев в виде завихрений. Именно тогда и возникает зоны турбулентности».

По словам эксперта, учитывая, что глобальное потепление приведет к изменению температуры, в том числе и в верхних слоях атмосферы, такое явление как турбулентность будет случаться чаще. Ведь потепление вызывает увеличение контраста температур.

«Предполагается, что разница между характеристиками слоев будет более значимой, за счет этого увеличатся и зоны турбулентности в верхних слоях атмосферы – на высоте от 7 до 11 км – как раз там, где проходят полеты пассажирских самолетов, – поясняет Александр Синенков. – Однако это рассуждения самого общего плана. Никаких прогнозов строить невозможно, потому что зоны турбулентности возникают, смещаются и затухают очень быстро. И говорить, что над какими-то регионами их будет больше, а над каким-то меньше, довольно сложно».

По словам метеоролога, в северном полушарии летом зоны турбулентности обычно располагаются в северных широтах, примерно на широте 60-70 градусов. А зимой они смещаются южнее, примерно на широту 30-40 градусов. Где максимальные контрасты температур между большими воздушными массами, там чаще повторяемость циклонов. Именно над ними и находятся зоны турбулентности. «Учитывая, что в зимнее время циклоническая деятельность в северном полушарии расположена над Средиземноморьем и Черным морем, то именно там можно ожидать зон турбулентности», – говорит Александр Синенков.

«К турбулентностям наши пилоты и наши самолеты готовы, – говорит заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. – Хотя было бы хорошо, конечно, иметь приборы, способные заранее предупредить о приближении таких зон».

По его словам, с областями турбулентности летчики встречались и на восходе нашей авиации, и сейчас. Особенно часто они бывают при пересечении мощных воздушных течений, которые движутся со скоростью до 500-600 км в час, на высоте примерно 8-10 тысяч км. Именно там воздушные массы перемещаются с большой скоростью, и на границах потоков всегда есть турбулентности.

«Бывает и турбулентность в ясном небе, так называемая ТЯН, – говорит Юрий Сытник. – Ее вообще предсказать невозможно: абсолютно голубое небо, нет ни облачка, и вдруг бешеная болтанка – такая, что зуб на зуб не попадает, и, если ты не пристегнут, то вылетаешь из кресла. Поэтому у нас всегда было правило: экипаж даже при включенном автопилоте должен быть пристегнут и кресло всегда должно быть подогнано под управление – так, чтобы в любой момент можно было схватиться за штурвал».

По словам эксперта, отечественные машины, начиная с послевоенного ИЛ-18, очень надежные, они всегда очень хорошо переносили турбулентности. Некоторые американские самолеты также были хороши, но были и такие, как Boeing 747, которые разваливались в зоне турбулентности на куски.

«Часто встречаются с турбулентностью самолеты, которые совершают рейсы в государства, которые находятся за экватором, потому что вблизи экватора (от 1,5 градусов северной до 1,5 градусов южной широты), то есть примерно 1200 км над экватором – это зона сплошной турбулентности», – говорит пилот.

Поэтому самолеты всегда проектировали так, чтобы они выдерживали перегрузки, которые могут достигать 2, 3 и даже 5 единиц. Самолеты рассчитывались на такую турбулентность. И если при изменении климата турбулентностей станет больше и они будут более мощными, то, по словам эксперта, и летчики, и экипажи, и самолеты к этим вызовам тоже будут готовы.

«Конечно, хорошо бы знать о зонах турбулентности заранее, возможно будут сделаны какие-то приборы, которые смогут определять надвигающуюся зону турбулентности, чтобы вовремя пристегивать пассажиров, – говорит Юрий Сытник. – Потому что проблемы всегда были не с экипажами, они всегда пристегнуты, а с пассажирами. В спокойном полете они расслабляются, отстегиваются. И если в этот момент встретилась внезапная зона турбулентности, то бывали случаи, когда пассажиры вылетали из кресел и даже ломали руки, ноги и ребра. Вот это действительно проблема. А самая большая проблема – с девочками-стюардессами, которые практически весь полет отстегнуты. Вот они всегда страдают больше всего!».