Войти в почту

Дорогой Михаил Михайлович

Даже странно подумать, но если бы стоматолог Раиса Яковлевна и терапевт Эммануил Моисеевич Жванецкие оказались настойчивее и заставили Мишу шагать по своим стопам, то советская и российская эстрада лишилась бы целой эпохи. Да что там эпохи! Его шутки и афоризмы живут вне времени. Житейские, понятные всем: «Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве»; «Хочешь все и сразу, а получаешь ничего или постепенно». Или наболевшие, философские: «Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный. Единственное — потом не знают, что делать»; «В каждой крупной личности есть что-то мелким шрифтом». Настолько чутко видеть грани человеческой души — кто-кто, а психолог из Михаила получился бы отменный.

Дорогой Михаил Михайлович
© Вечерняя Москва

А начиналось все на улочках Одессы — роддома отечественной сатиры. Сам Жванецкий так шутил про местный колорит и своих земляков: «Для постороннего уха в Одессе непрерывно острят. Но это не юмор. Это такое состояние от жары и крикливости. Они не подозревают, что острят. Да и не надо им говорить. Не то они станут этим зарабатывать. Вместо того чтобы говорить, они будут прислушиваться, записывать, а потом все читать по бумажке, как Жванецкий».

Старопортофранковская, 133 — здесь прошло детство и юношество Михаила. Талантливую душу не тянуло к больничным кабинетам, и юный Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота. Студенчество не только дало диплом инженера, штамп в паспорте (по окончании института Жванецкий женился в первый раз), но и привело на сцену. Поначалу Михаил читал собственные репризы, а подружившись с руководителем студенческого театра «Парнас-2» Виктором Ильченко, стал выступать в юмористических спектаклях по вечерам. Работал тогда он простым механиком в одесском порту.

Знакомство и совместное творчество с другим шутником-одесситом, Романом Карцевым, кардинально изменило жизнь. Их совместный этюд «Авас» так понравился Аркадию Райкину, гастролировавшему в ту пору в Одессе, что мэтр эстрады включил работы Жванецкого в свой репертуар, а после пригласил в свой театр. Его величество случай или судьба? Ему суждено было стать великим. «Потому так высоко прыгаем, что толчок сильный получаем. Сверху посмотришь — все подпрыгивают, как на сковороде».

Потом были театр «Эрмитаж», Одесская филармония, собственный Московский театр миниатюр. Бесконечные выступления на радио и телевидении, многочисленные награды, любовницы, жены, дети и одна настоящая и последняя любовь — Наталья. Он был яркой звездой на небосводе отечественной литературы. Лекарством от уныния и тоски. Витамином радости. Недаром никогда не расставался с потертым отцовским аксессуаром: «В портфеле, с которым я выхожу на сцену, мой отец носил истории болезней своих пациентов».

Всю жизнь он заставлял нас улыбаться и хохотать от души. А 6 ноября 2020 года дорогой Михаил Михайлович заставил нас плакать.