Войти в почту

Жизнь и смерть православного оппозиционера

Неприличная близость государства и Русской православной церкви, упоительное приветствие отечественным священничеством любых решений власти, использование представителями духовенства ресурсов чиновничьего аппарата (государственной охраны, правительственных самолётов), превращение монастырей, находящихся неподалёку от резиденций власти в закрытые от обычных верующих территории, вызывает острое желание вспомнить о Глебе Якунине.

Жизнь и смерть православного оппозиционера
© Русская Планета

Этот священник-диссидент, родившийся 4 марта 1934 года, от власти был не то чтобы далёк. Хаживал во властных коридорах и даже избирался в Государственную Думу. Но история пребывания «в лоне церкви» человека, рьяно боровшегося за право паствы посещать храмы Божьи вместо подразделений Комитета государственной безопасности, поистине уникальна.

Появившись на свет в семье скрипача, изучал биологию в пушно-меховом институте, затем окончил сельскохозяйственный и стал джазовым музыкантом. Блестяще играл на саксофоне.

Путь к христианству священника Глеба Якунина был, мягко говоря, тернист. Юноша, увлекавшийся оккультизмом, интересовавшийся вопросом нарушения прав человека и по этой причине не имевший ни малейшего шанса ужиться в системе координат РПЦ, в конце 1950-х встретился с одним из самых загадочных священнослужителей ХХ века — Александром Менем — и уверовал.

Поступил в Московскую духовную семинарию, бунтарского духа за её порогом, однако, не оставив, и поэтому был изгнан. В церковь пришёл на службу псаломщиком. Спустя несколько лет, в разгар «Оттепели», был рукоположен, служил в храмах Зарайска и Дмитрова (Московская область).

В соавторстве с диссидентами и сторонниками церковного обновленчества (в первую очередь — Николаем Эшлиманом) направлял патриарху Алексию I письмо о вопиющем подавлении органами госбезопасности прав и свобод верующих в Советском Союзе.

В письме сетовал на скверну, накопившуюся в русском православном мире благодаря церковной власти, настаивал на реформе церковной жизни и учительства, призывал к скорейшему проведению Всероссийского собора с расширенным вариантом представительства, подразумевавшим присутствие клириков и мирян, без которых, по мнению демократичного Якунина, было невозможно представить полноту русского церковного сознания

В этом Открытом письме, размноженном в 100 экземплярах, и разосланном не только церковникам, но и ключевым чиновникам советского правительства, подробно описывались процессы гонения советской власти на церковь, установления контроля над духовенством, которое выражалось в согласовании с органами власти кандидатур рукополагаемых попов.

Письмо было пощечиной высшим церковным иерархам, наглядно демонстрировавшим процессы сращивания с властью, вовлечённость в стихию мирских страстей, заражённость сознания высшего духовенства православной церкви откровенной фальшью и вынужденной ложью.

Открытое письмо Якунина и Эшлимана произвело, уж простите за шаблон, эффект разорвавшейся бомбы не только в Союзе, но и далеко за его пределами, фактически, опозорив «советское православие» в глазах мирового сообщества. Это стало причиной радикального решения Патриарха Алексия I, который в 1966 году запретил Эшлимана и Якунина в служении до полного раскаяния, назвав их деятельность порочной, а также намекал на возможность принятия к ним «более суровых мер».

Поданная Якуниным и Эшлиманом апелляция была оставлена без удовлетворения, несмотря на ходатайства отдельных представителей прогрессивного духовенства, полагавших, что два строптивых церковника были правы. Это свидетельствовало о том, что Открытое письмо попало не в бровь, а в глаз.

В последующие годы Глеб Якунин кропотливо собирал факты нарушения прав верующих в СССР и даже создал комитет, призванный эти права защищать. Собранные им материалы получали широчайший резонанс за рубежом, что закономерно привело к аресту Якунина в 1979 году и осуждению в 1980 за «антисоветскую агитацию».

Глеб Якунин сиживал в Перми-36 (специальном ИТЛ для тех, кто совершил особо опасные преступления), после был отправлен в Якутию. Амнистировали «строптивого попа» только в Горбачёвские времена (1987), примерно в это же время его восстановили в священническом служении. Полная реабилитация последовала осенью 1991 года (хотя с 1990-го Якунин был народным депутатом РСФСР и одним из ключевых лиц в Комитете по свободе совести Верховного Совета России).

Глеб Павлович приложил колоссальные усилия по восстановлению работы монастырей и храмов. Но главное — он радел за открытие приходов РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей), так как пребывал в абсолютной уверенности, что Московская патриархия — сплошь агенты КГБ.

Поддерживал Беловежские соглашения, приведшие к распаду СССР, настаивал на публикации архивных материалов КГБ, свидетельствовавших о сотрудничестве высших церковных иерархов с чекистами

Неудобный Московской патриархии священник-диссидент, узник Брежневско-Андроповских лагерей, борец за права верующих (да и просто за права человека) был лишён сана вновь. Это произошло в 1993 году. Почему? За что? Якобы за нарушение некого церковного положения, не позволявшего православным клирикам принимать участие в парламентских выборах. Всё это была очевидная расправа.

В Госдуме 90-х у депутата Глеба Якунина нашлось немало врагов. Небезызвестный правый радикал Николай Лысенко, под одобрительное улюлюканье Жириновского, в 1995 году устроил потасовку с Якуниным, сорвав с него наперсный крест, который тот, якобы, после лишения сана не имел права носить.

А в 1997 году Якунина и вовсе отлучили от церкви, предав анафеме на Архиерейском соборе. Причина? Не став ждать милости от Московского патриархата и горя желанием продолжать служение истинно верующим людям, не желающим принимать причастие из рук священников в погонах, Якунин подался в Украинскую православную церковь Киевского патриархата, затем ушёл в Русскую истинно-православную (также именовавшуюся катакомбной), позже организовал собственное движение, целью которого было возрождение православия.

С приходом Путина к власти трубил о преследовании граждан (в том числе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева) по политическим мотивам, протестовал против преследования российских ученых Федеральной службой безопасности. Речь о деле Оскара Кайбышева, якобы, передавшего южнокорейской разведке бесценные сведения о технологиях двойного назначения.

В 2008 Якунин рьяно защищал выступившего против Московского патриархата и лично патриарха Алексия II епископа Диомида. Диомид назвал современную РПЦ «служанкой Антихриста» и был отстранён от управления епархией, а также лишён по причине своей вопиющей честности и строптивости сана.

До последних дней своей жизни, оборвавшейся в рождественские дни 2014 года, Глеб Якунин отчаянно боролся за правду, трубя о том, что церковь превратилась в структуру, органически не переваривающую публичную критику, что свидетельствует о её авторитарности, тоталитаризме и угодничестве по отношению к мирским властям

Такая история.