Истории вещей. Рассматриваем балетные туфельки Фанни Эльслер

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — балетные туфельки, в которых легендарная Фанни Эльслер танцевала в спектакле «Эсмеральда», а также скульптура, созданная Жан-Огюстом Барром. Эти экспонаты хранятся в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Истории вещей. Рассматриваем балетные туфельки Фанни Эльслер
© Mos.ru

Фанни Эльслер, языческая танцовщица

Фанни Эльслер родилась в австрийской деревне Гумпендорф, расположенной недалеко от Вены. Ее отец работал переписчиком нот у композитора Йозефа Гайдна — девочка с детства была приучена к музыке. Росла она вместе с двумя братьями и старшей сестрой Терезой, которая так же, как и Фанни, обучалась танцам и выступала на сцене.

Первую свою роль Фанни исполнила, когда ей не было и восьми лет — в балете Жан-Пьера Омера «Свадьба Фетиды и Пелея» (1818) в венском «Кертнертортеатре». А первый ее триумф случился спустя 10 лет, когда она сыграла фею Вивиан в балете «Фея и рыцарь». Венская пресса положительно отозвалась об этой работе, отметив «поразительные результаты мимической игры». В тот же вечер ее заметил 70-летний секретарь Венского конгресса Фридрих фон Генц. Вскоре у них начался роман, который стал прекрасным поводом для сплетен. Но Генца заботила не только романтика. Он уделял внимание и образованию возлюбленной: обучил ее немецкой грамоте и французскому, а также хорошим манерам.

Эльслер не было равных в характерных ролях, она была необычайно хороша в комедийном жанре. Ее пантомима — артистична, а движения — быстры и грациозны, считали критики.

«Шаловливая, чарующая грация. Движения нежны и мягки. Какая гибкость, какая прелесть! Шаги подобны незабудкам, поднятым в воздух зефирами и опускающимся опять на землю. А что за мимика! <...> Ее неподражаемая выразительность и немое красноречие говорят больше самых громогласных ораторов», писал в 1832 году корреспондент Bäuerles Theaterzeitung. А критик «Фигаро» говорил, что мимикой обладают не только ее лицо, но и ноги: «Если улыбается ее рот то улыбается все тело. Если рот плачет ноги выворачивают трагический узор».

Когда Фанни было 22 года, Фридрих фон Генц умер. Потом появились слухи о связях балерины с сыном Наполеона I герцогом Рейхштадтским, Наполеоном II. В 1832 году он скончался от туберкулеза, но была версия, что 21-летнего юношу отравили. Недоброжелатели говорили, что Эльслер ускорила его смерть, а те, кто вставал на ее сторону, — что она скрасила последние дни герцога. Писатель Александр Дюма, который в целом симпатизировал артистке, в своем романе «Парижские могикане» рассказал о венской балерине Розене Энгель и ее искренних чувствах к герцогу.

В те годы на театральных подмостках блистала еще одна балерина — представительница итальянской школы Мария Тальони. Некоторые критики считали, что Фанни и Мария — соперницы, другие — что они совершенно разные, поэтому конкуренции между ними быть не может. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль говорил: «Это как сравнивать блондинку и брюнетку».

Весной 1833 года две балерины встретились на лондонской сцене Королевского театра. Критик газеты «Таймс» позже восхищался отрывистым, «в беглом стиле стаккато» танцем Фанни и назвал ее одной из самых обворожительных танцовщиц сцены. Август Бурнонвиль увидел Фанни позже, в 1838 году в Лондоне.

«Эльслер олицетворяла быстроту и живость. Не обладая большим апломбом и элевацией, она покоряла множеством прелестных мелких па, а сопровождавшая их проказливость заставляла трепетать сердца. И если Тальони превосходила ее в технике, то она брала реванш в характерном танце: там, где Мария исторгала слезы восторга, Фанни внушала радость и вызывала счастливый смех».

После лондонских гастролей 1834 года сестер Эльслер заметил директор Парижской оперы Луи Верон, и через три месяца они были зачислены в его труппу. (Тереза почти всюду следовала за сестрой, они работали в одних театрах и вместе ездили на гастроли.) К середине 1830-х Мария Тальони уже была настоящей парижской звездой, и театралы разделились на два лагеря: эльслеристов и тальонистов. Фанни Эльслер не обладала такой техникой, как у Тальони, зато она брала другим: пантомимой и быстротой исполнения характерных танцев. Ее современник, французский писатель и журналист Теофиль Готье, писал в книге «История драматического искусства»:

«Фанни Эльслер танцовщица вполне языческая. Она напоминает музу Терпсихору, с ее бубном и туникой. <...> Когда она дерзко выгибает талию, откидывая назад помертвевшие от пьянящей неги руки, кажется видишь одну из прелестных фигур Геркуланума или Помпеи, что белеют на черном фоне и звучанием кроталов аккомпанируют своему танцу».

Воплотительница земных соблазнов: танец качуча из балета «Хромой бес»

Перевес в сторону Эльслер случился, когда на премьере балета «Хромой бес» 1 июня 1836 года она исполнила роль Флоринды и станцевала сольный танец качуча. Мария в тот сезон имела огромный успех в «Сильфиде».

«Противостояние двух начал, олицетворенных Фанни Эльслер и Марией Тальони, прояснялось все нагляднее. Первую расценивали как реалистку, воплотительницу земных соблазнов; вторую как выразительницу идеала, пренебрегающую зовом чувств, словно бы их игнорирующую. Первая это танцовщица, то есть женщина, покоряющая очарованием плоти. Вторая это сам танец, то есть тип почти абстрактного искусства, платоновская идея, облаченная в едва ощутимую форму. Эти различия проступили в Хромом бесе и Сильфиде, шедших почти одновременно летом 1836 года», писал позже Огюст Эрар в книге «Жизнь танцовщицы. Фанни Эльслер» (1909 год).

В основу трехактного балета лег одноименный роман французского писателя XVIII века Ален-Рене Лесажа. Сюжет произведения переписал драматург Эдмонд Бюра-де-Гюржи. Студент Клеофас знакомится на балу с тремя красавицами и не знает, кого из них выбрать в жены: гризетку Пахиту, танцовщицу Флоринду или вдову Доротею. Сделать выбор ему помогает бес Асмодей, при этом он всячески склоняет студента в пользу Пахиты.

Музыку для балета написал композитор Казимир Жид, а хореографию поставил Жан Коралли. Испанский фольклор в те времена был любим французскими писателями: Виктором Гюго, Проспером Мериме, Александром Дюма. И для балетной постановки это оказалась настоящая находка.

Фанни исполняла в балете партию испанской танцовщицы. На ней был театрализованный национальный костюм из розового атласа, отделанного черными кружевами. За ухом — цветок, в руках — кастаньеты. Ее озорной танец вызвал бурные восторги зрителей. Спустя два года Теофиль Готье писал: «То был огонь, задор, гибкость, какие невозможно себе представить. <...> Ее качуча становится раз от разу все более испанской. <...> Не странно ли, что испанский танец нам открыла немка: впрочем, разве гений не принадлежит всем странам».

Сценический вариант качучи представлял собой подчинение свободы народной пляски правилам театрального танца. И если хореограф Филиппо Тальони, отец Марии, заложил основы классического балетного танца, то сестры Эльслер сделали то же с характерным танцем, который вошел в балетный спектакль во второй половине XIX века. Фанни и Тереза сочинили свою собственную сценическую версию качучи, ставшую своего рода эталоном.

Позже в списке Эльслер было более 20 видов характерного танца, некоторые из которых она сочинила сама. Большую их часть занимали испанские пляски: гаванское и кастильское болеро, сапатеадо, эль халео де херес, танец испанских вельмож. Также Фанни бесподобно исполняла краковянку на польский мотив мазурки и итальянскую тарантеллу. А в 1851 году в Москве под руководством солиста Большого театра Никиты Пешкова она выучила русскую простонародную пляску.

Во времена Эльслер и Тальони каждая танцовщица должна была владеть техниками и классического, и характерного танца в равной степени (иногда оба танца смешивались в исполнении). Однако позже начался процесс разделения, и возникли амплуа классической и характерной исполнительниц.

В 1837 году французский скульптор Жан-Огюст Барр увековечил в своей работе образ Фанни Эльслер в роли Флоринды — он создал бронзовую статуэтку балерины, исполняющей испанский танец качуча. Барр одним из первых начал делать бронзовые статуэтки своих современников, в том числе Наполеона III и королевы Виктории. Сейчас статуэтка Эльслер хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. А попала она туда благодаря сильной любви основателя музея к балету.

Балет «Эсмеральда» Жюля Перро. Фанни в России

Заглавная роль Эсмеральды в одноименном балете стала одной из лучших работ в карьере Фанни Эльслер. Туфельки, в которых она танцевала партию цыганки, также хранятся в коллекции музея. На одной из них даже стоит ее автограф.

Премьера балета Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни состоялась в 1844 году в Лондоне. Спектакль был поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Фанни предложила свою трактовку роли, в которой образ цыганки окрашивался тонами глубокого драматизма. Ее героиня — страстная натура, свободолюбивая и гордая. В 1848-м «Эсмеральду» показали в Санкт-Петербурге. На тот момент Эльслер было уже 38 лет, в балете это возраст выхода на пенсию. Однако с техникой артистка справлялась так же безупречно, как и в молодости.

«Мы заметили в ней необыкновенную силу мускулов, писала одна из столичных газет, они точно стальные, носки ног впиваются в подмостки театра. Эта сила дает ей возможность делать с тончайшей отчетливостью и чистотою труднейшие па».

Однако Петербургу была ближе меланхоличная и воздушная Тальони, поэтому Фанни публика встретила сдержанно. А вот Москва, напротив, влюбилась в пылкую и страстную Эльслер во время гастролей в 1850-м. Ее приняли с таким восторгом, что дирекция Большого театра подписала с ней контракт на весь сезон 1850/51 года. Именно тогда Алексей Бахрушин и заполучил для своей коллекции балетные туфельки примы. Кстати, как раз «Эсмеральду» Эльслер выбрала для своего прощального бенефиса: в тот вечер на сцену было брошено 300 букетов цветов, и во втором акте из них устроили лежанку для героини.

Николай Чернышевский позже писал: «…Все соглашались, что Фанни Эльслер необыкновенно хороша и привлекательна, и уж вовсе не картина, а женщина; не Тальони, в которой было что-то воздушное, а женщина в самом простом смысле слова».

Фанни была так впечатлена оказанным ей приемом в Москве, что дала обещание больше не выступать нигде, кроме как в Вене, — чтобы остаться в памяти зрителей именно такой. Так и случилось — свои последние спектакли она сыграла в «Кертнертортеатре», где 30 лет назад впервые вышла на сцену. После этого легендарная балерина простилась с публикой.