Войти в почту

Как нижегородский театр оперы и балета выживает в пандемию

Уже восемь месяцев зрительный зал Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С Пушкина пустует. Как и сотрудники других учреждений культуры, его коллектив ушел на самоизоляцию 20 марта в надежде, что через месяц можно будет вернуться к работе. Этого не произошло ни в апреле, ни в мае, ни в сентябре после отпуска…

Как нижегородский театр оперы и балета выживает в пандемию
© В городе N

Тем не менее, даже в пандемию в театре кипит жизнь. Идут репетиции, шьются костюмы, создается реквизит, снимаются видеоролики, которые набирают миллионы просмотров в интернете. О том, чем живет искусство в ожидании зрителя, ИА «В городе N» рассказал художественный руководитель театра Александр Топлов.

Несмотря на непростую ситуацию и колоссальную недополученную выгоду, коллектив смог найти и положительные стороны вынужденной изоляции и начал уверенно завоевывать интернет-пространство. Театр не только демонстрирует публике записи спектаклей и позволяет понаблюдать за репетициями в режиме онлайн. Появилось и множество новых оригинальных идей. К примеру, некоторые балерины начали вести блоги о том, как правильно питаться, чтобы сохранить фигуру и какие упражнения делать для поддержания формы.

Нет худа без добра, и волей-неволей мы освоили новые форматы работы. За весну мы сняли 200 видеороликов и можем похвастаться пятью миллионами просмотров. Это довольно большая цифра, и в реальной жизни театр никогда бы не достиг таких показателей. Конечно, их можно сравнивать только условно, ведь посетить спектакль и посмотреть видеоролик — это разные вещи. Тем не менее, интерес к нашей работе через охват с помощью интернета и телевидения стал гораздо шире. Это не заменяет истинную жизнь театра, но дополняет ее, — отметил Топлов.

Для многих служителей сцены пандемия стала поводом получить новые знания и навыки. Так, дирижер Роман Демидов освоил видеопрограмму и создал ролик об истории театра, оперы и возникновении оркестровой ямы.

Артисту всегда есть, чем заняться. Кроме того, сейчас у нас возросла онлайн-активность. Раньше эта работа была в стороне, мы больше времени проводили на сцене. Теперь в силу обстоятельств перешли в интернет. У нас было много интересных проектов, в которых артисты с удовольствием приняли участие. У меня вдруг проснулись таланты в плане видеомонтажа, и я выпустил материал по истории театра. Были проекты и к 9 Мая, и ко Дню России. Если бы не пандемия, многие бы и не подозревали о каких-то своих способностях, которые в других условиях могли и не проявиться. Безусловно, мы очень скучаем без зрителей. Но работы много, так как всегда нужно что-то „подчистить“, подправить,- поделился Роман Демидов.

Концерт в честь 85-летнего юбилея театра, который отмечался 24 октября, также прошел в онлайн-формате.

Мы надеялись, что к юбилею сможем открыться, готовили концерт, в итоге пришлось снять его на камеру, постаравшись создать иллюзию живого выступления. Понимаем, что редко кто будет смотреть в интернете длинные ролики. Концерт получился на час с небольшим, и в этот хронометраж невозможно вложить всю нашу историю, — сказал Александр Топлов.

Полноценные репетиции в театре возобновились в августе, когда коллектив вернулся из отпуска. Правда, ряд ограничений все же остался. Например, массовые сцены стараются разводить, чтобы соблюдать дистанцию, действует масочный режим, хор работает малыми группами, солисты оперы репетируют только индивидуально.

Наша работа изменилась только в том плане, что мы не даем спектакли. Внутри театра творческий процесс продолжатся. Мы готовим новые партии, и я очень рада, что все мои солисты приходят в хорошей профессиональной форме, никто не потерял свой уровень. В это непростое время все стремятся набраться нового опыта и впечатлений. Никакой паники у нас нет, творческий задор сохраняется, — рассказала концертмейстер по вокалу Людмила Решетняк.

Солист оперы Виктор Ряузов также отметил, что в сложившейся ситуации есть плюс в том, что появилось дополнительное время на подготовку.

 

Раньше приходилось между спектаклями учить партии, сейчас это можно делать в более спокойной обстановке. Есть возможность подготовить новый репертуар, работая в классе с концертмейстером. Именно здесь происходит главный процесс. Мы работает над нюансами, акцентами, текстом, образом. Сейчас также есть время и возможность вспомнить арии, которые давно не исполнялись. Сейчас я как раз доучиваю партию Собакина из оперы „Царская невеста“. Давно собирался за нее взяться, но была большая нагрузка по текущему репертуару, — поделился Виктор Ряузов.

Также в театре регулярно проводится дезинфекция, повсюду установлены санитайзеры. При входе всем измеряют температуру, а при малейших симптомах ОРВИ артистов отправляют домой.

Увы, новая инфекция не обошла стороной храм искусства, и несколько сотрудников все же заразились коронавирусом, в том числе и сам художественный руководитель, которому даже потребовалась госпитализация. Однако у большинства болезнь протекала в легкой форме, и они лечились дома. Но и многие из тех, кто не заразился, вынуждены были уйти на карантин, так как контактировали с инфицированными. Сейчас все снова в строю за исключением сотрудников старше 65 лет, которые пока обязаны соблюдать режим самоизоляции. Поэтому и в записи концерта к 85-летию театра участвовали в основном молодые артисты.

Безусловно, возрастные солисты тоже достойны того, чтобы участвовать в этом мероприятии, но мы стараемся обезопасить их,- подчеркнул художественный руководитель.

С большой вероятностью, традиционный Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» также пройдет в режиме онлайн. Приглашать артистов из других регионов сейчас опасно, поэтому коллектив собирается провести его в новом формате.

В настоящее время театр также продолжает готовиться к премьере оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке Дмитрия Белянушкина. Это будет не совсем обычный спектакль, так как его действие перенесено в наш век и разворачивается на роскошной вилле с бассейном. Кроме того, опера будет идти на итальянском языке. Премьеру планировалось приурочить к 85-летию театра, но пандемия внесла свои коррективы.

Это достаточно дорогая постановка, чего стоят декорации шикарной виллы. Что-то еще нужно докупить, довести до ума. К нам также специально приезжал коуч по итальянскому вокалу, дирижер и пианист Джанлука Пальюзо. Мы постарались приложить максимум усилий, чтобы вся опера стилистически стала такой, какой она была задумана композитором, — подчеркнул Александр Топлов.

Точная дата премьеры пока не назначена. Все будет зависеть от того, когда откроются театры.

В любом случае мы обязательно выполним свои обязательства перед зрителями, и это касается не только „Свадьбы Фигаро“, но и других спектаклей, на которые публика купила билеты, — добавил Топлов.

Одним из важных плюсов сложившейся ситуации художественный руководитель назвал и возможность заняться детализацией, на которую обычно не хватало времени.

Когда спектаклей много, они «замыливаются». Сейчас есть прекрасная возможность все «почистить». Надеемся, что когда театр откроется, мы сможем дать спектакли еще лучшего качества, — отметил Топлов.

Несмотря на введенные в связи с угрозой распространения коронавируса ограничениями, нижегородскому театру оперы и балета все же удалось побывать на гастролях. В Чебоксарах в рамках XXIV Международного балетного фестиваля в октябре труппа представила постановку «Корсар», а солисты Елизавета Мартынова и Василий Козлов приняли участие в гала-концерте на закрытии праздника. Также была поездка в Кострому. Там нижегородцы представили фрагменты из русских опер.

Конечно, там действовали свои ограничения, зал был заполнен наполовину, публика сидела в шахматном порядке. Но артисты настолько истосковались по сцене и зрителям, что они танцевали так, как никогда не танцевали. Они очень старались, публика моментально реагировала и аплодировала так, как будто там было не ползала, а полтора, — рассказал художественный руководитель театра.

Он также подчеркнул, что благодаря всесторонней поддержке, в том числе от властей, удалось сохранить труппу и своевременно выплачивать сотрудникам зарплату.

Для нас это было очень важно. Да, зарплата чуть уменьшилась, были и сокращения, но самое главное, что не произошло того, что случилось во многих театрах Европы, где прокатилась волна массовых увольнений. У нас в этом плане ситуация лучше, к тому же ротация есть всегда. Кроме того, прошлой осенью коллектив обновился, пришли новые солисты, которые сейчас вводятся в репертуар. И это правильно, так как молодых героев должны играть молодые артисты, — добавил Топлов.

Вынужденные «каникулы» также позволили начать в театре ремонт. Сейчас работы идут в гримерках и других помещениях закулисной части. Зрительный зал обновили еще в 2016 году.

Если бы сейчас активно шли спектакли, ремонт провести было бы еще сложнее. Безусловно, трудности есть и сейчас, некоторые артисты вынуждены репетировать в фойе, так как в классах ведутся работы, но это стандартная ситуация, когда из всех дверей звучит музыка,- отметил Александр Топлов.

Не прекращается работа и в цехах. Бутафоры создают реквизит для новой постановки, также ремонтируются старые декорации, которые со временем обветшали. Сотрудницы цеха росписи обновляют костюмы. Немало дел и у тех, кто шьет наряды и мастерит обувь. Уже почти готово платье для невесты Фигаро.

Есть в театре и новые проекты. Одна из идей — спектакль «Легенда о Щелкунчике», приуроченный к юбилею Чайковского.

180-летие со дня рождения Чайковского празднуется весь год. Мы хотели бы создать инновационный спектакль, где соединились бы немое кино, музыка и балет. Акцент будет сделан на жизнь Петра Ильича Чайковского, поэтому спектакль называется не «Щелкунчик», а «Легенда о Щелкунчике». Мы хотим приоткрыть завесу над биографией композитора, рассказать, что творилось у него в душе, когда он создавал свои шедевры. В основу легла музыка из «Детского альбома». Надеемся, что мы сможем реализовать этот проект, — поделился планами Топлов.

Работа над «Легендой о Щелкунчике» уже началась, написано либретто, поставлены отдельные балетные фрагменты. Есть и планы постановки к 800-летию Нижнего Новгорода, но это пока секрет, который Александр Топлов решил не раскрывать. Сейчас театр активно занимается данным вопросом.

Нам интересно найти аспекты в истории Нижнего Новгорода, которые можно соединить с музыкой. Уже сейчас открывается множество интересных вещей, — немного приоткрыл завесу тайны художественный руководитель театра.

Словом, несмотря на бушующую в мире пандемию коронавируса, искусство продолжает жить.

Ограничения открыли нам и новые горизонты. И то, что у нас появились новые интересные форматы, говорит о том, что мы уже никогда не вернемся назад на ту ступень, которая была до пандемии. Мы обрели такой опыт, что глупо было бы возвращаться. Нужно смело смотреть в завтрашний день, — подчеркнул Топлов.

Напомним, «Ночь искусств» в Нижегородской области в этом году пройдет в онлайн-формате.