Войти в почту

Елена Чубенко: «Пишите так, чтобы было больно»

Отшелестел листвой книжных страниц очередной литературный праздник «Забайкальская осень». Теперь начинающие авторы анализируют свои ошибки, прислушавшись к советам опытных литераторов. Поэты и прозаики, достигшие успехов, получили заслуженные награды. Литературная жизнь в регионе идет своим чередом. Поразмышлять об итогах фестиваля «Забайкальская осень», а также о важности и сакральности русского слова, о высокой ответственности литераторов мы пригласили председателя Забайкальского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России» Елену ЧУБЕНКО. Любимые герои — старики — Елена Ивановна, расскажите, каким был Ваш путь в литературу. — Мой творческий путь безынтересен — к моему стыду, за плечами у меня нет литературного института, филологического образования. Только в этом году я поступила на курсы «Русская православная культура» в Забайкальском государственном университете. С детства же я мечтала совсем не о писательстве, а о следствии. Поступила на желанную специальность только с третьей попытки — в первый раз не добрала баллы, во второй раз случилась форс-мажорная ситуация по дороге в Иркутск. На третий раз наконец  поступила. Проработала в следственных органах 16 лет, последние полгода — заместителем начальника отдела кадров. Затем меня пригласили в суд. Поработав судьей, я ушла на пенсию. Пока трудилась в милиции, писала статьи на правовые темы, но они мне не нравились, всегда хотелось рассказывать о чем-то душевном, тёплом. Я вспоминала о близких, людях с интересными судьбами и писала о них. С этого началось мое сотрудничество с газетой «Улётовские вести». Позже глава района Анатолий Иванович Литвинов предложил мне издать первую книгу моих рассказов. Управление судебного департамента помогло её выпустить. Выйдя на пенсию, я устроилась корреспондентом в редакцию газеты «Улётовские вести». Думала, что у меня будет больше времени для творчества, можно будет ездить по краю и писать о людях. Но чаще все же приходится отписывать отчеты с различных заседаний. Тем не менее журналистская работа даёт много идей и материала для литературного творчества. — В одном из интервью Вы говорили, что Ваши любимые герои — это старики. Почему? — Возможно, дело в том, что мама у меня была дояркой и работала допоздна, поэтому ведению хозяйства меня больше учила бабушка. С бабушкой я ходила на сенокос, помогала ей в огороде, а также управляться с домашним скотом. Оба мои деда, к сожалению, погибли в Великую Отечественную войну. Я обожала чужих дедов, завидовала тем, у кого был дед. Наверное, поэтому старики являются моими любимыми героями. Кроме того, каждая бабушка и каждый дедушка — это долгая удивительная история жизни. Мне часто хочется обратиться к писателям-фантастам: зачем выдумывать неведомые миры, когда человеческие судьбы бывают  просто удивительными. Если я приезжаю в командировку в село, то в первую очередь спрашиваю у местных жителей, кто здесь самый старый. Иду к этому человеку и пишу о нем очерк. Например, недавно была у одного из жителей села Горекацан, судьба которого на всех жизненных этапах была сложной. Пока слушала его рассказ, хотелось плакать. Написала для газеты очерк «Старик и горе». Это не театр, а жизнь — Насколько нам известно, еще одна Ваша творческая грань — Улётовский народный театр. Вы продолжаете играть в нем? — В театр я пришла в возрасте 20 лет, уже не представляю без него свою жизнь. В последнее время коллектив театра преимущественно женский, поэтому подбирать пьесы для постановок нам стало все сложнее. Вот и пришлось мне попробовать писать пьесы самой. Мы поставили уже три спектакля по моим произведениям. — Насколько Улётовский театр востребован у зрителей, ведь артисты краевого драмтеатра в беседе с журналистами жаловались на то, что на их спектакли в забайкальских селах приходило мало зрителей? — Улётовский театр публика очень любит. Когда мы готовим премьеру, односельчане звонят заранее, просят оставить билеты. Зачастую всем желающим не хватает мест — сидят вдоль стен на приставных стульях и скамейках. Как-то раз мы изъявили желание представить спектакль по моим байкам «Вот так и живем» на фестивале «Семейская круговая» в Красном Чикое. Представители местного дома культуры с сомнением отнеслись к нашей инициативе, полагая, что народ на нас не пойдет. В итоге людям негде было сесть — многие расположились на полу дискотечной беседки, где мы расставили декорации. После нашего выступления те самые сотрудники местного дома культуры спросили: «Зачем вы сказали, что у вас театр?» Я недоумевала: а что же еще, если не народный театр. Ответ последовал: «Это жизнь!» — Считаете ли Вы, что серьезную роль в продвижении Вас как писателя сыграл фильм «Солнцем поцелованные», снятый Николаем Гадомским по одноименному произведению? — Не думаю, что именно фильм раскрыл меня как автора. Литература и кинематограф — разные виды искусства, и в фильме больше виден режиссёр, нежели автор. Я очень благодарна Николаю Николаевичу за эту работу, желаю ему скорее получить прокатное удостоверение, чтобы картину увидела широкая публика. Но все же, как писателю, мне жаль некоторые драматургические моменты, которые есть в книге, но не нашли отражение в фильме. В целом же я считаю, что цель писательской деятельности — востребованность у читателя. А чтобы автора знали, ему нужно выходить в люди. К этому нас и призывает председатель правления Союза писателей России Николай Иванов. — Есть ли в Вашей жизни люди, которых Вы считаете своими наставниками в литературном творчестве? — Таковым я считаю иркутского писателя Анатолия Григорьевича Байбородина, который является потомком семейских. Он очень близок мне по духу. Также свои свежие произведения я отправляю Эдуарду Константиновичу Анашкину из Самары. Он тоже дает мне немало полезных советов. Оба этих автора — опытные и мудрые люди, и, по великому счастью, мои земляки. «Национальная идея — в русском слове» — Говорят, что каждое время дает миру своих писателей, а сегодня они рождаются? — Конечно, рождаются. Разумеется, авторы, по силе таланта равные Константину Симонову или нашему Борису Макарову, — редкость. Например, в этом году в рамках очередного литературного праздника «Забайкальская осень» состоялся традиционный семинар начинающих авторов «Подбирая слово к слову». Из молодых прозаиков я выделила для себя только одного — Полину Жарихину, которая оказалась родом из Красного Чикоя, но в настоящее время живет за пределами края. У этой девушки очень зрелые мысли. Есть те, которые из года в год участвуют в семинаре, но не растут творчески. Некоторые срифмуют несколько строк или напишут поздравления родственникам к юбилею и потом называют себя в социальных сетях поэтами, писателями, публицистами. Но ведь за слово нужно нести ответственность. Срифмовать ведь можно даже телефонный справочник. Мне попадались образцы «стихотворений», полностью написанных цифрами. Но разве кому-то это интересно? Некоторые молодые авторы — участники семинара создают в своих стихотворениях настолько сложные образы, что невозможно понять, что хочет сказать автор. В прозе другая беда — нет красок, нет образов, излагают только факты. К примеру, пишут о военном детстве, как было голодно, как в поле собирали колоски. Но ведь об этом написать можно так, чтобы читатель почувствовал тепло бабушкиных рук, услышал запахи, ощутил голод и всю пережитую боль. Пишите так, чтобы было больно, чтобы зацепило. — Поэтому Союз писателей России задает высокую планку на прием в свои ряды новых авторов? — Если автор талантлив, то его примут с удовольствием. Но есть самодеятельные авторы, которые гордятся тем, что не входят в состав организации. С одним из таких я общаюсь в социальной сети. У него все идет неплохо, и можно было бы рекомендовать его в Союз писателей, но слишком много в произведении нецензурной лексики. Когда я спрашиваю, зачем мат в его прозе, отвечает, что жизнь такая. Каждый автор выбирает, какой нарисовать эту жизнь. Читатель после прочтения такого произведения останется с чувствами обречённости и беспросветности. Людей надо поднимать до высокой планки, а не опускать до уровня нецензурной лексики. А почему иногда хвалят таких авторов? Да потому, что плохо знакомы с хорошей литературой. Вот наше поколение раньше читало «Как закалялась сталь», а сейчас встречаем на полках магазинов книги «Как стать стервой», «Как откосить от армии». — Сегодня на федеральном уровне часто поднимается вопрос о национальной идее. Что, на Ваш взгляд, могло бы ею стать? — Думаю, что национальная идея — в русском слове. Нас могут предать даже друзья, но слово никогда не предаст. А вот мы слово предаем, допуская в своей речи иностранные слова и выражения, или того хуже — сквернословие. Причем это происходит на любых уровнях, даже на уровне краевого минкультуры — иностранные названия нередко дают различным мероприятиям, фестивалям. Даже книжные шкафы, которые установили на площадях Читы и у библиотек, называют буккроссингом. Мастер-класс по вязанию крючком и спицами, изготовление вязаных полотен и украшение деревьев на территории учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края назвали «Ярнбомбинг и искусство вязания». Заменяя русские слова англоязычными, мы теряем навыки русского языка, русскую идентичность. Пока мы не осознаем это, у нашей страны не будет никакой национальной идеи. Недаром Расул Гамзатов писал: «Кого-то исцеляет от болезней / Другой язык, но мне на нем не петь, / И если завтра мой язык исчезнет, / То я готов сегодня умереть». Премия расширяет границы — Некоторые забайкальцы считают, что губернаторскую премию имени Михаила Вишнякова уже вручили всем лучшим авторам Забайкалья и скоро награждать ею будет некого. — Наоборот, речь идет о том, чтобы сделать премию более масштабной. Еще в прошлом году бывший министр культуры Татьяна Цымпилова говорила о необходимости вывести премию на уровень Дальневосточного федерального округа. В этом году церемония вручения премии прошла в формате теплого творческого вечера, в ходе которого я сама столько нового узнала о Михаиле Евсеевиче Вишнякове. Наши гости — литераторы из других регионов России, в том числе и председатель правления СПР Николай Иванов — сказали, что премию нужно выводить на российский уровень. В частности, Николай Федорович предложил ввести вторую номинацию для авторов со всей страны. Кто считает, что премию вручили поэту Алексею Егорову потому, что больше некому было ее присудить, ошибается. В этом году борьба за премию развернулась серьезная, было много достойных претендентов, среди которых практически единогласно был выбран замечательный автор, который учился поэтическому мастерству у самого Михаила Евсеевича. Дочери Вишнякова даже как-то обмолвились, что их отец словно передал Алексею Егорову свой творческий дух. — Какие еще знаковые события фестиваля «Забайкальская осень» Вы бы выделили? — Радостным для всех нас было решение выездного секретариата о принятии в члены Союза писателей России Натальи Муратовой, которая долгие годы редактировала журнал «Литературная Галактика», публиковала в нем свои стихотворения. Кроме того, в СПР приняли Ольгу Иванову с ее самобытной прозой, рассказывающей о цыганской жизни. Рекомендованы к принятию в Союз еще двое наших литераторов. Кроме того, автору «деревенской прозы» из Хилка Зинаиде Лобачёвой вручили медаль имени Василия Шукшина. Грамотами Союза писателей России наградили Андрея Бабожена, Юрия Мартыненко, Галину Беломестнову. Некоторых забайкальских писателей и членов литературного объединения наградили Почетными грамотами Законодательного Собрания региона за творческие успехи, активную работу в преддверии юбилея Победы. Важно и то, что секретариат поддержал просьбу читинцев о придании журналу «Слово Забайкалья» статуса СМИ, выходящего при содействии Союза писателей России. При приеме в творческий Союз три прозаических публикации и пять поэтических подборок на его страницах будут приравниваться к книге. — Вы уже год возглавляете Забайкальскую писательскую организацию. Чего творческому сообществу удалось достигнуть за это время? — Я благодарна бывшему председателю нашей писательской организации, а ныне руководителю Совета молодых литераторов Анатолию Сидоркову за то, что он добился приезда в регион председателя правления СП России Николая Иванова. Это случилось впервые за всю историю существования Забайкальской писательской организации. До этого здесь был с визитом только Александр Твардовский на собрании по учреждению нашей организации. Николай Федорович указал нам на то, что необходимо внести изменения в устав нашего сообщества, поскольку региональная писательская организация должна состоять только из членов СП России, а литературное объединение не должно влиять на ее деятельность. Рада, что теперь мы взаимодействуем с правлением СПР и лично Николаем Федоровичем. Он  воин, тактик и стратег, его поддержка очень значима для меня. Еще одно знаковое событие — участие Анатолия Сидоркова в III Всероссийском совещании молодых литераторов СПР в Химках. Участники данного съезда приняли решение об издании сборника произведений молодых литераторов со всей России, который увидит свет на забайкальской земле. Его презентация пока запланирована на 31 октября. — Поделитесь Вашими творческими планами. — В настоящее время нашей писательской организацией мы прорабатываем несколько творческих проектов, чтобы получить гранты на их реализацию. В целом же планы очень просты — писать новые произведения. От автора иного не требуется — просто пиши так, чтобы люди читали твои книги, дрались за них у киосков. Юлия БОЛТАЕВСКАЯ. Справка «ЗР» Елена Ивановна ЧУБЕНКО родилась в селе Танга Улётовского района Читинской области. Живёт в селе Улёты. С 1981 по 1996 год работала в ОВД Улётовского района. В 1987 году окончила Иркутский государственный университет по специальности «юриспруденция». Завершила службу в должности заместителя начальника ОВД. С 1996 года по 2007 год — федеральный судья в Улётовском районном суде. С 2011 года является корреспондентом районной газеты «Улётовские вести». Писатель-прозаик, член Союза писателей России, лауреат литературной премии им. Володина (медаль «Имперская культура») в 2018 году и губернаторской премии им. М.Е. Вишнякова в 2019 году. Актриса Улётовского народного театра с 1984 года. Автор нескольких сборников прозы, а также пьес для театра, сценария художественного фильма «Солнцем поцелованные». С 2019 года возглавляет Забайкальское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Ее произведения опубликованы в журналах «Невский альманах» (Санкт-Петербург), «Сибирь» (Иркутск), «Слово Забайкалья», на литературных сайтах Союза писателей России. Награждена медалью «За безупречную службу» МВД России в 1991 году, нагрудным знаком «За отличную службу МВД РФ» в 1994 году.

Елена Чубенко: «Пишите так, чтобы было больно»
© Забайкальский рабочий