Недетское зрелище, съеденная актриса, стихи Маяковского и другие факты из истории цирка на Цветном бульваре
20 октября исполняется 140 лет одному из старейших стационарных цирков нашей страны – Московскому цирку на Цветном бульваре. Своих первых зрителей он принял 20 октября1880 года.
Московский цирк на Цветном бульваре был основан антрепренером, предпринимателем Альбертом Саламонским – потомственным артистом цирка из еврейской актерской династии, который был блестящим наездником и конным акробатом, а затем основал несколько стационарных цирков, в том числе в Берлине, Риге и Одессе.
Московский цирк был выстроен для труппы Саламонского на средства купца Данилова, большого любителя циркового искусства, по проекту архитектора Августа Вебера. В зрительном зале установили всего пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, а позади кресел были деревянные ненумерованные лавки и стоячая галерея. Позже здание цирка многократно достраивалось и перестраивалось.
Представление только для взрослых и душистые клоуны
В те времена цирк вовсе не был местом семейного отдыха. Саламонский рассчитывал привлечь в свое заведение состоятельную публику, особенно купечество. Поэтому в цирке давали такие представления, которые могли захватить воображение этой публики. Они состояли из первоклассных и разнообразных номеров, среди которых были и сенсационные, рассчитанные на то, чтобы поразить зрителей.
Советские эквилибристки Светлана Авдеева, Марта Авдеева и Наталья Савкина во время исполнения номера «Семафор-гигант». Фото: Виктор Великжанин/ТАСС
Лихая верховая акробатика сменялась выступлениями дрессировщиков, фокусников, силачей и пластическими номерами, в которых блистали весьма откровенно одетые гимнастки. Были популярны и номера, в которых артисты с физическими изъянами (например, лишенные верхних или нижних конечностей) демонстрировали свою ловкость и виртуозное владение телом.
Ясно, что детям такие представления не подходили, да и женам тоже. По словам артиста и историка цирка, театроведа Сергея Макарова, в буфете цирка можно было не только выпить и закусить, но и сыграть в карты. Купечество сыпало деньгами и веселилось во всю: Антон Павлович Чехов упоминал в своих записках случай, когда клоун Танти продал игрокам за 2 000 рублей (немыслимая сумма!) свою ученую свинью, по сути, четвероногую цирковую актрису, которую те зажарили и съели.
Наведывалась в цирк и самая изысканная публика. Тем более что Саламонский требовал от артистов мастерства самой высокой пробы. Весь свет русской интеллигенции бывал на его представлениях: известно, что Московский цирк посещали писатель Лев Толстой, поэт Александр Блок, философ Павел Флоренский.
Именно Саламонский стал использовать в представлениях много клоунских реприз. Из уст его клоунов можно было услышать острую и злободневную сатиру. Впрочем, по словам историка цирка Сергея Макарова, для них были табуированы темы религии, армии и императорской семьи. В остальном же они развлекали публику довольно хлесткими куплетами и смешными выходками. А вот выходить в зал и притрагиваться к посетителям им было запрещено. Интересно, что клоуны перед выступлением всегда душились самыми дорогими духами, ведь они старались создать образы богатых чудаков, а вовсе не бродяг.
Альберт Саламонский впервые стал проводить цирковые представления, адаптированные для детей. Он не хотел упускать эту перспективную, как сейчас бы сказали, «целевую аудиторию». Для детей специально устраивались воскресные утренние представления, а со временем еще добавились и рождественские елки.
В конце XIX и начале XX века цирк Саламонского был очень популярен. В нем выступали такие знаменитые артисты, как дрессировщик Владимир Дуров, наездник Вильямс Труцци, клоун-дрессировщик Дмитрий Бабушкин, клоуны Анатолий Дуров, Макс Высокинский, дуэт Бим-Бом. На гастроли часто приезжали и зарубежные цирковые артисты.
В цирке на Цветном бульваре во время представления. Фото: ТАСС
Династия Нежинских и Маяковский в цирке на Цветном бульваре
Альберт Саламонский умер в 1913 году. В конце своей жизни он пристрастился к алкоголю, и цирком стала управлять его жена, бывшая цирковая наездница Лина Саламонская. Отношения в семье складывались непросто. Достаточно сказать, что все свое имущество блестящий Саламонский завещал горничной своей жены Вильхемине Страупе. Возможно поэтому после его смерти цирк на Цветном бульваре оказался в некотором упадке.
В 1919 году цирк Саламонского был национализирован и переименован в Первый государственный. Именно при советской власти началась новая эпоха в развитии циркового искусства. Известно, что в борьбе с религией советские руководители делали ставку на зрелищные виды искусства. И главным среди них – сразу после кино – стал цирк.
После революции в Московском цирке стали работать многие режиссеры, которые до этого работали в театре. Среди них – один из лучших цирковых режиссеров Арнольд Арнольд (Барский) который позже, в 1940-х, стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре. Кроме того, в цирк пригласили работать балетмейстеров из Большого театра, в том числе династию Нежинских. Именно с приходом таких профессионалов актеры российского цирка приобрели новую пластическую культуру, которая так выгодно отличала их от зарубежных цирковых актеров. Она приблизила артистов цирка к уровню актеров Большого театра.
А вот политическая агитация в цирке не прижилась. Хотя для спектаклей такого рода писал сценарий и стихи даже сам Владимир Маяковский.
Один из цирковых спектаклей о событиях 1905 года целиком был поставлен по сценарию Маяковского. Помимо стихов поэта, в спектакль в жанре агитационной цирковой пантомимы вошли мимические сцены, шествие русских царей от Петра Великого до Николая II, сравнение Керенского с Наполеоном, эпизоды вооруженного противостояния рабочих и царских прихвостней и появление пионеров в финале.
Пантомима некоторое время шла на сцене Московского цирка. Однако в середине 30-х годов от подобных экспериментов отказались: агитация и политика отпугнули зрителя, билеты стали раскупаться хуже, и цирк начал терпеть убытки.
Народный артист СССР Юрий Никулин во время представления зрителям группы учеников клоунской студии. Фото: Клипиницер Борис/ТАСС
Почему советский цирк считался лучшим в мире
Зрителям во все времена были милее классические цирковые представления, тем более что в советский период отечественное цирковое искусство достигло максимального расцвета.
В 1927 году в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где были созданы самые лучшие условия для подготовки молодых артистов и развития циркового дела. Его выпускники впоследствии составили славу отечественного цирка.
В конце 1930-х годов особой популярностью пользовались аттракционы с дрессированными хищниками, самым известным из которых был аттракцион Бориса Эдера, затем появилась первая женщина-укротительница львов Ирина Бугримова. Она выступала на манеже одна с десятью львами.
С середины 30-х невероятную популярность приобрел клоун Михаил Румянцев (Карандаш) и его знаменитый партнер – черный скотчтерьер Клякса. За годы долгой творческой карьеры у клоуна сменилось 13 собачек этой породы. Михаил Румянцев специально заранее брал новых щенков нужного окраса, из которых выращивал настоящих артистов. И тогда очередной его четвероногий друг «уходил на пенсию».
.В 1942 году на базе цирка были созданы артистические бригады под названием «прифронтовой цирк». Они выезжали на передовую и выступали перед советскими бойцами. Известно, что в мае 1945 года артисты цирка дали представление перед воинами-освободителями в Берлине, прямо на лестнице поверженного рейхстага.
После окончания войны, в 1946 году, при цирке была создана Студия клоунады, положившая начало советской клоунской школы и подготовившая множество великолепных артистов, составивших славу отечественного циркового искусства. Среди них были Юрий Никулин и Михаил Шуйдин – уникальный клоунский дуэт, пользовавшийся совершенно небывалой популярностью. На манеже цирка в разное время выступали все самые известные клоуны России. Среди них и «солнечный клоун» Олег Попов, и клоун «с осенью в сердце» Леонид Енгибаров и многие другие.
В 1949 году был создан «Медвежий цирк» Валентина Филатова, принесший всемирную известность дрессировщику.
Традиции подготовки цирковых актеров на самом высоком уровне дали свои плоды во второй половине XX века. Многие имена и целые цирковые династии принесли Московскому цирку на Цветном бульваре мировую славу. Его артисты получали самые высокие награды на многих международных конкурсах. Их имена золотыми буквами вписаны в историю циркового искусства. Достаточно сказать, что Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил имя иллюзиониста Эмиля Кио первым на своей Доске почета.
До строительства в 1970 году нового цирка на проспекте Вернадского старый цирк на Цветном бульваре оставался единственным цирком в Москве.
В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. При нем здание Московского цирка на Цветном бульваре было сломано и выстроено заново. Оно стало еще вместительнее и удобнее, с просторными помещениями для дрессированных животных, с новыми костюмерными и гримерными. В 1996 году цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». А еще через год, после кончины Юрия Никулина, цирк возглавил его сын Максим Никулин.
Сейчас в здании цирка самое современное техническое оснащение и он по-прежнему принимает на своих ярких, праздничных представлениях более 2 000 человек. Но главное достояние Московского цирка на Цветном бульваре – это по-прежнему его артисты. Среди них – победители самых престижных международных фестивалей и конкурсов, настоящие звезды мировой величины.