Россияне перестали бояться экономического кризиса на фоне пандемии. Росстат зафиксировал рекордный за пять лет рост потребительской уверенности в стране. Опрос 5 тыс. респондентов показал, что этот индекс в III квартале вырос на 8 пунктов по сравнению со вторым кварталом. Наибольший оптимизм продемонстрировали представители возрастной группы от 30 до 49 лет (рост показателя составил 10%). В Росстате отметили, что такой стремительный рост показателя наблюдался только в 2014-м и в начале 2015 года. Доля негативных оценок снизилась с 45% до 36%. Также уменьшилось количество тех, кто говорит об ухудшении своего материального положения (с 31 до 23%). О снижении пессимизма россиян свидетельствует и рост их готовности совершать крупные покупки: соответствующий индекс вырос на 13 пунктов по сравнению со II кварталом.
«Опрос Росстата проводился в августе, до появления фактических данных о второй волне коронавируса, поэтому ожидания могут быть завышены», — приводят «Ведомости» слова президента ЦСР Владислава Онищенко.
По последним данным Сбербанка, расходы россиян в конце сентября – начале октября стали снижаться. Рост количества новых случаев заражения COVID-19 уже привел к падению продаж по категориям «Кафе, рестораны», «Бытовая техника» и «Развлечения». Люди свыклись с кризисной ситуацией и уже не обращают внимания на пессимистичные прогнозы, по мнению доцента кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Игоря Строганова.
«У человека есть такая особенность: чем больше его пугают, тем меньше он на это обращает внимание. Привыкает и уже не замечает», — рассказал эксперт.
Он отметил, что россияне сейчас в основном придерживаются консервативной модели потребления и до конца года не изменят своего поведения.
«Существенное улучшение в III квартале потребительских настроений — не повод для большой радости. Здесь виден эффект подавленного настроения во II квартале и достаточно быстрого выхода из первой волны коронавируса и связанных с ней ограничений», — считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Он подчеркнул, что наибольший прирост потребительских настроений зафиксирован среди самой платежеспособной группы россиян среднего возраста.
Ранее Plus-one.ru рассказывал, что россияне стали хуже относиться к кредитам, но не перестали их брать. Только каждый шестой считает кредитные займы хорошей возможностью приобрести желаемое. Половина опрошенных назвали их «прямой дорогой в долговую яму».