Сенсация: благодаря партии «Наш Дом – Израиль» не нужно быть израильтянином, чтобы иметь бело-голубой даркон (Maariv, Израиль)
В Израиле созвано экстренное совещание. Правительство обеспокоено «слишком высоким» процентом репатриантов из стран постсоветского пространства и особенно из России. Многие из них, получив израильский паспорт, в стране не живут. А вот число преступлений, совершаемых такими «израильтянами», растет.
Обнародованы данные, которые зажгли красные сигнальные лампочки и заставили около двух недель назад собрать экстренное совещание представителей различных ведомств. Заданная тема была четкой и однозначной: слишком высокий процент репатриантов из стран постсоветского пространства в целом и в частности из России, пользуются лазейкой в израильском законодательстве — приезжают как репатрианты, получают желанный паспорт и, довольные, возвращаются восвояси.
На экстренном совещании присутствовали представители таких организаций, как Министерство по репатриации, МИД, Управление народонаселения и миграции, полиция и Шабак — и никому из них не нужно было объяснять причины сложившейся ситуации.
Предупреждения об опасности при снятии ограничений для получения израильского загранпаспорта начали поступать еще три года назад, когда представители партии «Наш дом — Израиль» начали активно инициировать изменение закона. Некоторые из вышеперечисленных организаций уже тогда считали, что в получении израильского загранпаспорта есть очень много заинтересованных сторон, включая бизнесменов, но при этом само Государство Израиль и репатриация им совершенно не интересны.
Но прежде, чем познакомить вас с этими данными — немного предыстории.
Россию заподозрили в отправке оружия врагам Израиля
В отличие от других стран, где процесс получения гражданства имеет несколько этапов и требует строгого соответствия различным критериям, израильский Закон о возвращении позволяет каждому еврею в мире иммигрировать в Израиль и получить статус гражданина, хотя процесс также сопряжен и с некоторыми рисками.
Что же вызывает большую озабоченность? В отличие от многих стран мира, для граждан из стран СНГ — израильский паспорт является достаточно весомым документом, позволяющим легко въезжать в те страны, куда обычно требуются дополнительные визы. Например, ряд европейских стран позволяет обладателям израильских паспортов въезжать совершенно свободно в то время, как для граждан России требуется виза.
Власти годами опасались, что произойдет «прорыв плотины» в том смысле, что получение израильского паспорта уже в день приземления в аэропорту Бен-Гурион приведет к повышению криминальной деятельности и появлению бизнесменов, злоупотребляющих своим статусом израильтянина во время путешествий по миру, но при этом все они не будут иметь ровным счетом никакого отношения к Государству Израиль.
Решение этой проблемы заложено в законе, принятом в 60-х годах, который гласит, что новые репатрианты, еще не обосновавшиеся в Израиле, могут получить только временный проездной документ сроком на год. Идея, лежащая в основе этого закона, заключалась в том, чтобы репатрианты сначала устроились в стране, демонстрируя свое намерение и искреннее желание стать настоящими израильтянами.
Но около трех лет назад представители партии «Наш дом — Израиль» решили изменить закон и убрать эту единственную «незначительную» помеху. В начале 2017 года депутаты Одед Форер и Юлия Малиновская внесли свой законопроект в Кнессет.
«Я рад представить поправки к закону о выдаче паспортов, которые искореняют дискриминацию и расистские договоренности, существовавшие до сегодняшнего дня, — заявил депутат Форер с трибуны. — Минимум 90% года находиться в Израиле, чтобы получить настоящий паспорт? Этот закон себя изжил…»
В попытке отстоять свою позицию перед лицом оппонентов, Форер сказал: «Заявления о том, что принятие этого закона поставит под угрозу безопасность израильских граждан и позволит преступным элементам использовать израильский паспорт в грязных целях, являются необоснованными! Мало того, эти заявления имеют совершенно расистский характер. Сегодня мы прекращаем дискриминацию, имевшую место в течение многих лет — когда привезли огромное количество репатриантов из всех стран и просто превратили их в граждан второго сорта».
Полиция Израиля не скрывала своего решительного сопротивления этим поправкам и ранее. Около 10 лет назад, когда подобная идея только возникла, глава отдела МВД по борьбе с международной организованной преступностью предупредил, что «с точки зрения полиции Израиля, этот закон проблематичен, особенно в отношении бизнесменов из бывшего Советского Союза».
«При всем уважении к законным бизнесменам, — пояснили в отделе, — к тем, которые приезжают и вносят свой вклад в израильскую экономику, мы очень опасаемся, что в этом сегменте появится капитал неизвестного происхождения, а его обладатели — бизнесмены, получившие израильские паспорта, будут путешествовать по всему миру, развивая криминальную деятельность. Мы опасаемся, что начнем получать запросы об экстрадиции из тех стран, с которыми у нас прекрасные отношения, и это станет нашей серьезной проблемой, даже если человек практически не въезжает в Израиль. Есть очень много криминальных структур, для которых израильский паспорт — это бизнес, с его помощью они могут скрываться от правосудия и закона во многих странах, мы это очень хорошо знаем, поэтому они и пытаются уже давно принять эту поправку».
В заключении от Управления следственным отделом полиции уточняется: «Наша рекомендация — не менять сложившуюся ситуацию и не выдавать израильский загранпаспорт сразу после получения израильского гражданства. Годовой срок — прекрасный экзамен на „криминальные намерения". Полиция также выразила опасения, что преступные элементы из стран СНГ захотят снова, как это было в прошлом, использовать Государство Израиль и его национальный паспорт в „некошерных" целях, нанося при этом ущерб общественному спокойствию и имиджу страны в современном мире».
Узнав о заявлении полиции, в партии «Наш Дом — Израиль» были крайне возмущены. Авигдор Либерман, в то время исполняющий обязанности министра обороны, с негодованием ответил полиции, назвав их высказывание «преступлением на почве ненависти» и «расизмом» в отношении репатриантов из бывшего СССР.
«В правительстве тогда не было никого, кто считал бы этот закон логичным и правильным, — объяснил один из бывших министров, — всем было ясно, что тут есть лазейка для злоупотребления законом. Но это чисто коалиционное решение — для Либермана и его партии это было важно, поэтому мы его приняли. Невозможно вести войну по каждому вопросу».
Верная своей позиции, партия НДИ продолжала продвигать закон изо всех сил. На заседаниях комитета внутренних дел шла подготовка ко второму и третьему чтению, но большую часть времени на заседаниях присутствовали только члены НДИ.
«Я пришла сюда, чтобы сказать, что боролась за этот закон в правительстве давно, и я уверена, что это один из самых важных законов для абсорбции и репатриантов», — сказала министр абсорбции Софа Ландвер на одной из встреч.
Представитель Минюста Авиталь Штернберг попросила немного умерить пыл, выдвинув предложение: «Возможно, чтобы чувствовать себя спокойней в этом вопросе, мы можем провести встречу через год и выяснить, увеличилось ли количество запросов на получение израильских паспортов».
«Что вас беспокоит?» — спросил ее Форер. «Я опасаюсь, что это станет просто бумагой, — ответила она, — я имею в виду людей, которые здесь не живут и хотят получить израильский паспорт». Но Форер настаивал: «Предположим, что из всех репатриантов будет 50 таких, кто в государстве Израиль от этого пострадает?»
Оставаться не планировали…
Ну что же, данные, которые мы имеем сегодня, через три года после принятия закона, показывают очень ясно, на чем тогда были основаны опасения многих сторон.
Далеко не 50 человек, а гораздо больше, с удовольствием воспользовались этим законом НДИ чтобы получить израильский паспорт, не собираясь при этом жить в Израиле.
Обратите внимание на цифры: в 2018 году в Израиль репатриировались 17 879 евреев из стран СНГ, но 7139 из них, а это около 40%, в настоящее время не находятся в Израиле. Пятая часть из них, около 1517 человек, покинула пределы Израиля уже в течение первого месяца после получения израильского паспорта. В Управлении народонаселения и миграции вам могут рассказать об адвокатах, которые специализируются на быстром оформлении паспортов. «Были случаи, когда к нам в офис приходил адвокат с целой организованной группой, собранной именно с целью получения израильского паспорта», — говорит сотрудник этого ведомства.
Вернемся к данным. В 2019 году из стран бывшего СНГ в Израиль приехали 22 683 человек. 9419 из них, около 41%, уже не здесь, из них 4301 человек просто взяли новый паспорт, пробыли здесь меньше месяца и исчезли.
Обратите внимание, что происходит в среде репатриантов из России: из приехавших в Израиль в 2018 году — 55% уже здесь не живут. Схожий показатель и в 2019 году — 53% иммигрантов уже не в Израиле.
В первом квартале 2020 года в Израиль официально репатриировались 2925 евреев из России. 1674 из них, то есть 57%, уже не находятся в Израиле.
Данные потрясают. Причина для всех ясна. Никто больше это не отрицает: лазейка в законе, с легкой подачи НДИ, превратила Государство Израиль в место легкой добычи израильских паспортов и для этого совершенно не обязательно становиться настоящими израильтянами.
Для правительства и сил безопасности уже ясно, что нынешняя ситуация не может продолжаться. В этом контексте сотрудники службы безопасности упомянули и о той прослойке, в чьи интересы входит получение израильского паспорта с целью изменения имени, чтобы с легкостью оставить свое прошлое, а иногда и свои серьезные проблемы, и путешествовать по миру, будучи совершенно новой личностью.
Экстренное совещание по этому вопросу, прошедшее около двух недель назад, было только первым шагом. Среди присутствующих был достигнут почти полный консенсус в понимании необходимости возвращения старого закона чем раньше, тем лучше. Не было ни одного мнения и ни одной причины, согласно которым можно было бы оставить положение дел таким, как сегодня. Продолжение, как видно, скоро последует.
Представитель НДИ ответил: «Закон распространяется на всех репатриантов, приезжающих в Израиль из многих стран, а не только из стран СНГ. Каждый репатриант становится гражданином Израиля, как и любой другой житель страны. Абсурдно просить репатрианта, уже получившего удостоверение личности и, к примеру, поступающего на службу в армию, ждать целый год для получения израильского загранпаспорта».
Комментарий адвоката Эли Гервица, президента крупнейшей в Израиле русскоязычной адвокатской коллегии, более 20 лет сопровождающего инвестиции российских бизнесменов в Израиле:
«Как вы обратили внимание, полиция была против поправки к закону из опасения, что Израиль наводнят „грязные" деньги и что уголовники смогут воспользоваться израильским паспортом — дарконом — в неблаговидных целях. Никакого подтверждения ни одного из этих тезисов даже не озвучивается — сенсацией является большой процент новых граждан, не проживающих в Израиле постоянно.
И заявление, что новые репатрианты получают даркон по приземлении в аэропорту в Израиле, не соответствует действительности. И законопроект был подан не в 2017, а в 2012 году, и был поддержан депутатами почти всех партий.
Но факты не всегда имеют решающее значение, и риск изменения Закона о паспортах есть. Изменить Закон о возвращении намного сложнее, но и в вопросе репатриации мы видим ужесточение подхода — консулов по репатриации только в августе лишили права выдавать визы так называемому „четвертому поколению" — несовершеннолетним внукам евреев, родители которых репатриируются в Израиль.
Но после того, как министр внутренних дел Израиля сказал на предвыборной встречи своей религиозной партии, что он не хочет видеть в Израиле таких новых репатриантов, удивляться закручиванию гаек не приходится».