Закройте кран. Паника в Крыму из-за воды закончилась, но опасения остались

Власти Крыма анонсировали ограничения воды в Симферополе, заявив, что запасов в хранилищах хватит только на три месяца. После начавшейся в соцсетях паники и обвинений чиновников в недостаточной подготовке к засухе председатель Совмина Крыма Юрий Гоцанюк вечером того же дня поспешил выступить с заявлением, что воды достаточно, ограничения вводить никто не будет, а приток в хранилища за сутки «больше, чем за весь прошлый месяц». Что происходит с водой в Крыму и кто из властей ошибся в расчетах – разбирался «ФедералПресс».

«Опасений нет»

Утром 5 февраля в администрации крымской столицы заявили, что запасов воды в Симферополе осталось на три месяца. Глава Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Игорь Вайль сообщил, что во всех хранилищах, снабжающих крымскую столицу, сегодня осталось только 23 млн кубометров воды, которую можно использовать. Это вдвое меньше, чем в прошлом году. Аянское водохранилище наполнено на 23 %, Симферопольское и Партизанское – на 33 %.

В Крыму назвали ситуацию с водоснабжением Симферополя стабильной 

В администрации Симферополя приняли решение давать горячую воду только по выходным, а холодную – только утром и вечером. Спустя несколько часов в Сети появилось фото документа, регламентирующего подачу воды по четыре часа утром и вечером, однако без подписи. Автомойкам рекомендовали работать «на привезенной технической воде», правда, откуда ее вести в условиях дефицита в регионе – непонятно. В социальных сетях и СМИ появились панические сообщения и обвинения властей в недостаточной работе по предотвращению последствий засухи, которая длилась несколько месяцев.

В тот же день был собран круглый стол по проблемам водоснабжения Крыма, на котором эксперты призвали использовать очищенные стоки для технических нужд. Для этого необходимо заняться реконструкцией канализационных очистных сооружений, из которых сегодня только 30 % находятся в удовлетворительном состоянии.

Министр сельского хозяйства республики Андрей Рюмшин поспешил заявить, что дефицит воды в Крыму не критичен для сельского хозяйства: получено 100% всходов, а за счет «весенних осадков и солнца» показатели урожайности будут на уровне 25 центнеров с гектара». Начальник управления растениеводства минсельхоза Наталья Шереметьева предложила аграриям более активно переходить на выращивание культур, не требующих полива, например эфиромасличных.

«Засуха отрицательно скажется на урожайности, это уже видно. Озимые слабые, они сейчас должны быть в стадии кущения, а они в большинстве своем дают от одного до трех листьев. Снижение урожайности будет. Насколько, пока сказать точно нельзя, все зависит от наличия влаги. На слабых посевах при хороших осадках весной будем иметь до 20–25 центнеров с гектара, не будет влаги – больше чем на 15 рассчитывать нельзя. В прошлом году урожай был на уровне 31 центнера с гектара, а в хорошие годы – на уровне 50», – говорит заместитель директора Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Людмила Радченко.

К вечеру появилась информация о том, что наполняемость водохранилищ в Крыму за сутки превысила январские показатели – приток за ночь составил 732 тысячи кубометров, что на 140 тысяч больше, чем за весь прошлый месяц. Но глава Госкомводхоза на всякий случай пожелал крымчанам чистить зубы с закрытым краном, как делает он и вся его семья. Он же сделал заявление, что за две ночи получено более 1,5 млн кубических метров притоков во все хранилища, обеспечивающие Симферополь, и воды хватит на весь курортный сезон.

«Если и дальше так пойдет, то ситуация улучшится. Но разные есть оценки: кто-то говорит, что 30 % сохранилось воды в водохранилищах, есть высказывания, что воды хватит всего на месяц, на три месяца. Это говорит о том, что обстановка напряженная. Идет сейчас поиск альтернативных источников: опреснение, очистка, взятие воды из воздуха, поиск глубинных вод в зонах разломов. Нужно быть готовым к чрезвычайным ситуациям», – говорит президент Крымской академии наук, профессор экологии Виктор Тарасенко.

Про засуху мы знаем

Первые сообщения о том, что водохранилища обмелели, а реки пересохли, появились еще в середине осени прошлого года. Ситуация стала тревожной из-за засухи, аномально теплой погоды и недобора осадков в горах. Уже к ноябрю стало ясно, что засуха напоминает события 1994 и 2012 годов, когда Крым из-за отсутствия дождей испытывал острый дефицит воды, несмотря на то, что был открыт Северо-Крымский канал.

«Сейчас такой период: ситуация сложная, наши фермеры в тревоге. Сегодня уже зерно гибнет на полях, потому что нет влаги. Однако пока оптимизм сохранятся. На ближайшие несколько месяцев запаса воды достаточно, а потом, будем надеяться, в Крыму пойдут дожди. Но если их не будет, мы окажемся в сложной ситуации, аналогичной той, что произошла в 1932 году, когда весь юг России и Украины высох, в результате чего люди голодали», – прогнозировал тогда Виктор Тарасенко.

Пересохли основные реки, питающие водохранилища естественного стока полуострова, – Черная и Альма. Кача, Бельбек и Коккозка были существенно истощены. Фотографии высохших водоемов облетели соцсети. Украинские СМИ радостно писали о «водном апокалипсисе» в Крыму.

«То, что год у нас маловодный, мы это знаем. И те притоки, которые мы ожидаем за период декабрь – январь – февраль, дадут нам возможность пройти уже и курортный сезон», – заявил Вайль в ноябре. Но ожидания чиновника не оправдались – существенных осадков не было.

24 января власти сообщили, что крымские водохранилища заполнены на 30 % от проектного объема. По заявлениям метеорологов, запасов снега на плато Ай-Петри и Ангарском перевале образовалось крайне мало.

«Водохранилища полупустые. Нас, метеорологов, это настораживает, так как, по многолетним данным, наибольшее количество осадков в холодный период года наблюдается в декабре и январе», – комментировала тогда в СМИ ситуацию начальник отдела гидрологии и гидрологических прогнозов крымского Гидрометцентра Наталья Охременко.

Неделю спустя украинский депутат из президентской партии «Слуга народа» Юрий Аристов предложил продавать воду в Крым, сославшись на опыт Израиля, который продает воду в Палестину. Но полпред Владимира Зеленского Антон Кориневич заявил, что «никакой воды до деоккупации» крымчанам не будет.

А власти созрели

Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин посоветовал крымчанам «более бережно расходовать питьевую воду», напомнив, что в скором времени начнется реконструкция Межгорного водохранилища и водовода, который идет на Севастополь, что позволит решить водную проблему полуострова к 2025 году. Примерная стоимость проекта – 25 млрд рублей.

Но, как говорят экологи, основная проблема Крыма в том, что источники водоснабжения ограничены – после перекрытия в 2014 году Украиной Северо-Крымского канала, который давал до 80 % объема, остались только осадки и подземные воды. Последние – исчерпаемый ресурс, и экологи предупреждают, что активное использование в объемах, существующих сегодня и заявленных властями, может привести к их истощению и замене пресной воды на соленую морскую.

«За подземным стоком нужно следить, чтобы соленость почвы не повышалась. Для сельского хозяйства этот источник использовать нерационально, лучше очищенные сточные воды. На мой взгляд, оптимальный вариант решения водной проблемы – это опреснение соленых вод для технических нужд и осаждение осадков из облаков», – говорит кандидат географических наук, доцент кафедры геоэкологии географического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Александр Лычак.

Однако власти пока упорно идут именно по пути использования естественных стоков и подземных ресурсов. По словам главы Федерального агентства водных ресурсов России Сергея Кириллова, местных водных ресурсов достаточно для покрытия нужд питьевого и промышленного водоснабжения региона.

В Крыму остановились на том, что необходимо строительство и капремонт водохозяйственных систем и ГТС, включая строительство водозаборов подземных источников, трактов водоподачи, расчистку хранилищ и использование локальных опреснителей. Сегодня уже построено три водозабора общим объемом около 200 тысяч кубометров в сутки и гидротехнические сооружения, которые дали возможность заполнить высохший крымский участок Северо-Крымского канала водой из Белогорского и Тайганского водохранилищ. В годы, когда выпадает много осадков, в Крыму набирается до 335 млн кубометров, но даже и этого не хватает: по подсчетам ученых, нужно как минимум в два раза больше для закрытия всех потребностей.

«Поинтересуйтесь, сколько за пять лет миллиардов рублей было потрачено на решение водной проблемы – на технические сооружения, водоводы, новые скважины, которые бурятся. Вы будете ошарашены цифрами. Эти меры существенный результат не дают – воды больше не становится. Вы перелейте стакан воды в чайник, тазик, кастрюлю, потом обратно в стакан – как был стакан, так и останется. А деньги на решение водной проблемы тратятся», – говорит Александр Лычак.

Закупать дорогое оборудование для опреснения соленых вод, о чем настойчиво говорят эксперты уже на протяжении шести лет, власти не спешат: говорят, санкции мешают. Из-за них существуют проблемы не только с привлечением инвестиций на полуостров для развития инфраструктуры водоснабжения, но и с поставками оборудования из Франции и Израиля, где разрабатывают наиболее эффективные водоопреснительные установки. В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения говорят, что у нас в стране аналогов такому оборудованию нет.

По данным ученых, в год в Крыму сбрасывается около 150 млн кубометров стоков. После очистки эту воды можно использовать для полива. По словам Викторам Тарасенко, власти «наконец-то созрели» для принятия решений, и сегодня задачи переходят в практическую плоскость. Речь идет о решении очищать сточные воды.

«Мы давно об этом говорим, но вот власти все никак не созреют. Но сейчас уже поставлена задача создавать предприятия, которые будут давать очищенную воду. Но это длительный процесс: нужно сначала подготовить резервуары для очищенной воды, подготовить само тело канала. Уже определились, что в районе Евпатории, Сак, Джанкоя и Симферополя будет реализовываться эта программа», – рассказывает Виктор Тарасенко.