14 тысяч мемов за час: что рассказали свидетели по делу о репостах
В Барнауле состоялось третье заседание суда по делу осужденной за репост мемов во «ВКонтакте» Марии Мотузной. По просьбе свидетелей, они давали показания на закрытом заседании, поскольку, по их словам, им приходили сообщения с угрозами. Как заметила сама Мотузная, свидетели путались в показаниях и произносили «заученные» тексты. Один из допрашиваемых и вовсе заявил, что просмотрел 14 тыс. картинок с аккаунта девушки за час.
Дело осужденной за репост мемов во «ВКонтакте» Марии Мотузной в третий раз рассматривалось 28 августа в суде в Барнауле. На заседании показания давали свидетельницы Дарья Исаенко и Анастасия Битнер. По их просьбе заседание проходило в закрытом режиме, поскольку, по словам девушек, им и их семьям приходили сообщения с угрозами. О допросе в такой форме попросил и сотрудник Центра «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ) Вадим Стрелков.
Как рассказала журналистам после заседания сама Мотузная, допрашиваемые путались в показаниях и на большинство вопросов не ответили. К тому же, обвиняемой показалось, что девушки произносили заранее заученные тексты. По их словам, картинки с расистским подтекстом вызывают у них негативное отношение как к самим изображениям, так и к человеку, поделившемуся ими.
При этом они отметили, что ненависти к самой Мотузной у них нет.
Вадим Стрелков заявил во время дачи показаний, что за час просмотрел все картинки с аккаунта Мотузной, что удивило обвиняемую — их у нее сохранено 14 тысяч. Когда Мария Мотузная спросила, как ему это удалось, свидетель сказал, что не помнит.
23-летнюю жительницу Барнаула Марию Мотузную обвинили в экстремизме (часть 1 статьи 282 УК России) и оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК России) из-за того, что она сохраняла на свою страницу во «ВКонтакте» картинки с мемами. Об этом 23 июля она рассказала в посте в своем твиттере, прикрепив к нему фотографию соответствующего постановления суда.
Как написала девушка, рано утром 8 мая следователь, трое оперативных уполномоченных и двое понятых вошли к ней в квартиру с постановлением на обыск. В документе, содержавшем информацию о ее странице в соцсети, было указано, что на некоторых размещенных картинках был призыв к унижению темнокожих. У Мотузной конфисковали телефон и компьютер, после чего ее саму доставили на допрос в региональное подразделение МВД России по противодействию экстремизму. Там ей и показали альбом с сохраненными картинками, которые вызвали реакцию правоохранителей. «Мне стали говорить, что, сохраняя картинки, я оскорбляла людей, что я должна признаться. Я смеялась только первые минут 15», — отметила она.
Допрос вела 26-летняя следователь в присутствии приставленного к девушке государственного адвоката Ирины Сертягиной, которая, как отмечает сама Мотузная, оставила о себе много негативных воспоминаний. По воспоминаниям обвиняемой, защитница открыто выражала неприязнь. «Следователь задавала мне вопросы, адвокат, молча, сидела и занималась своими делами в телефоне», — написала девушка на своей странице во «ВКонтакте». Сейчас она выбрала другого защитника, и теперь ее интересы в суде представляет известный адвокат из Екатеринбурга Алексей Бушмаков.
На допросе обвиняемой привели в пример другую девушку, которая, проходя по аналогичному делу, получила три года ограничения свободы. К тому же Мотузной сообщили о максимальном сроке наказания (пять лет) и посоветовали подписать признание об оскорблении чувств верующих. Девушка подписала признательное показание и подписку о невыезде, как она призналась позже, потому что испугалась.
«Мне обещали, что, если я признаюсь, получу исправительные работы», — рассказала она.
После того, как Мария Мотузная подписала документы, сохраненные картинки с мемами отправили на экспертизу. Через некоторое время девушка узнала, что в отношении нее возбуждено два уголовных дела, а ее банковские счета и карты заблокировали «в связи со спонсированием терроризма».
На первом судебном заседании, которое состоялось 6 августа, Мария Мотузная отказалась от данных ранее признательных показаний.
«Я отказываюсь от данной ранее явки с повинной, так как мне не был предоставлен адвокат. Настаиваю на изменении рассмотрения дела с особого порядка на общий. Вину не признаю», — заявила девушка.
Судья Сергей Трушкин, рассмотрев ходатайство обвиняемой, удовлетворил его. Впрочем, сама девушка отмечает, что не рассчитывает на оправдательный приговор.
Через шесть дней после суда, 12 августа, Мотузная разместила в своем твиттере материалы дела, которые следствию предоставила администрацией социальной сети «ВКонтакте». Соцсеть раскрыла полиции историю изменения паролей и прикрепленных к странице номеров телефона. В документе также указывались обращения в службу поддержки и случаи блокировки страницы за спам. К тому же администрация предоставила данные обо всех адресах, с которых осуществлялся вход в аккаунт. Внизу документ заверен подписью руководителя службы безопасности сети.
«Кстати, выше вся шапка не моим почерком. Была заполнена заранее», — подчеркнула Мотузная.
Как объяснили TJournal в пресс-службе «ВКонтакте», согласно закону, соцсети обязаны предоставлять требуемую информацию по запросу правоохранительных органов.
«Мы очень тщательно проверяем корректность оформления каждого запроса — те, которые не соответствуют законодательству, остаются без ответа. Однако в запросе не раскрываются конкретные обстоятельства дела — мы никогда не знаем, запрашивают ли у нас данные на серийного убийцу или по делу «за мем». При этом мы считаем необходимым совершенствовать законодательство — как мы высказывались ранее, мы выступаем за амнистию несправедливо осужденных пользователей и декриминализацию подобных случаев в будущем», — отмечается в сообщении.
Стоит отметить, что ранее компания Mail.ru Group, владеющая, в частности, соцсетями «ВКонтакте» и «Одноклассники», действительно потребовала амнистировать осужденных за лайки и репосты россиян. Об этом сообщил RSN со ссылкой на заявление компании. Как подчеркнули представители Mail.ru Group, во многих регионах России «становится популярным» возбуждение дел на основе картинок, размещенных в аккаунтах соцсетей.
«Зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на записи в комментариях или мемы в ленте оказывается немотивированно жесткой. Мы убеждены, что законодательство и правоприменительная практика должны быть изменены. Считаем необходимой амнистию несправедливо осужденных, отбывающих срок по соответствующим обвинениям, и декриминализацию подобных случаев в будущем», — отметили в компании.
К тому же, в Mail.ru Group напомнили о том, что ценность соцсетей заключается в возможности обмениваться информацией.
Необходимость более четкого регулирования наказаний за репосты в соцсетях понимают и в Кремле.
«Спрашивали президента по этой теме, он говорил, что здесь формалистский подход неуместен, когда это приобретает гипертрофированные формы. Поэтому, конечно, вопрос нужно регулировать. Это не значит, что нужно способствовать распространению какой-то экстремистской и иной запрещенной информации, но, конечно, нужно оградить граждан от каких-то случаев, которые являются даже не курьезными, но весьма резонансными», — сообщил пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.
Он отметил, что нужно очень внимательно подходить к этой теме, «чтобы соблюсти баланс». По его словам, каждый случай, рассматриваемый в этом ключе, уникален, и бывают случаи «за гранью разумного», поэтому «здравый смысл нужно в каждом конкретном деле сохранять».