«Родителей выбирают небрежно»: систему опеки ждут реформы

Требования к потенциальным усыновителям могут ужесточить, заявила министр просвещения Ольга Васильева. Согласно проведенному ведомством анализу, большинство трагедий в российских приемных семьях происходило из-за «небрежного» подбора родителей. Васильева также отметила, что в министерстве работают над тем, чтобы сократить допустимое число детей, которых берет под опеку одна семья.

К кандидатам в приемные родители могут ужесточить требования при оформлении опеки над детьми. Соответствующую законодательную инициативу сейчас готовит министерство просвещения РФ, заявила глава ведомства Ольга Васильева.

«Мы вносим предложения, это законодательные предложения… Ужесточатся требования к кандидатам на высокое звание родителей и ужесточатся требования к психологическому обследованию людей, которые хотят стать приемными родителями», — сообщила журналистам Васильева.

Она уточнила, что министерство проанализировало все произошедшие в этом году «трагические случаи» в приемных семьях.

«Вывод был не очень утешительный. Подбор будущих приемных родителей шел очень небрежно», — отметила министр.

По ее мнению, замещающие семьи нуждаются в развитии системы «психологической, педагогической, юридической, медицинской, материальной» помощи.

«По этим направлениям мы должны помочь семьям, которые взяли на себя такое мудрое и сложное решение — усыновить ребенка. И я глубоко убеждена, что если навалиться на эту проблему всем, то мы сможем реально сократить, прежде всего, число детей, которые воспитываются вне семьи», — считает Васильева.

В этом ее поддержал руководитель общественного движения «Право ребенка» Борис Альтшулер.

«Системы комплексной помощи поддержки семьи, неважно, приемной или кровной, как не было, так и нет, хотя разговоры об этом ведутся последние 20 лет. Пока деятельность органов опеки в законодательном порядке не будет связана с соцзащитой, добра не будет», — сказал он «Газете.Ru».

К тому же, по его мнению, серьезной проблемой является то, что в стране не работают уже существующие законы, как, например, о проведении профилактических работ в семьях с детьми.

Среди других инициатив министерства просвещения, о которых говорила Васильева, было также предложение сократить число детей, которых может взять под опеку одна приемная семья (на данный момент — до восьми человек).

«Это не детский сад, это не детский дом семейный. Это другая форма. Семейный детский дом — это замечательная история, только не про это. Это второе предложение, которое нами сейчас будет внесено, оно обговаривается», — отметила министр.

При этом конкретное число детей, которых в случае принятия поправок могут передать одной семье, она не уточнила.

Впрочем, эксперты считают, что «лимит» детей, которых может взять под опеку одна семья, должен устанавливаться в каждом случае индивидуально.

«Например, если семья хочет взять ребенка-инвалида и, возможно, является его последней надеждой на нормальную жизнь. Решения в данных случаях должны принимать эксперты, которые хорошо знакомы с семьей и взаимодействуют с ней, а не перегруженные сотрудники опеки или судьи, которые штампуют сирот не глядя», — отмечает Альтшулер.

На вопрос, появится ли возможность усыновления детей для пар, в которых один или оба человека ВИЧ-положительны, Васильева ответила, что сама лично «далека от этой идеи».

Как рассказала «Газете.Ru» взявшая три года назад приемного ребенка Екатерина Малахова, на данный момент к будущим мамам и папам и так предъявляются достаточно жесткие требования. Так, обязательным условием для оформления опеки является прохождение «Школы приемных родителей». «В течение трех месяцев с потенциальными опекунами проводятся занятия и тренинги. За ними на протяжении всего этого времени наблюдают психологи, которые в итоге проводят тест и устанавливают, готовы ли люди к тому, чтобы стать приемными родителями. Кстати, эта школа совершенно бесплатная», — отметила она.

По словам Малаховой, органы опеки регулярно следят за их семьей. Она уточнила, что изначально они с супругом были опекунами, то есть ребенок все еще считался воспитанником государственного детского дома, но при этом жил уже в семье. Спустя три года они усыновили малыша.

«Изначально к нам приходили с проверкой из органов опеки раз в месяц, затем раз в полгода. После того, как было оформлено усыновление, они, по закону, должны приходить еще три года, а потом прекращают», — рассказала Малахова.

Однако уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что существующих требований недостаточно. По ее словам, сегодня порядок оформления кандидатов в приемные родители предполагает «прохождение школы приемных родителей», но не подразумевает никакой диагностики результатов прохождения этой школы.

«А ведь есть возрастные особенности, есть особенности здоровья детей, адаптации и прочее. Их надо знать! Даже малышей перед поступлением в первый класс тестируют и опрашивают, а в нашем случае (речь о трагедиях, произошедших зимой 2018 года в Москве и Смоленске – «Газета.Ru») отдали двух маленьких больных детей паре, у которой вообще нет опыта воспитания. Но главное, психика была нестабильной, а это, при наличии утвержденных методик, можно было выявить заранее», — считает омбудсмен.

Тема реформирования системы передачи детей в приемную семью стала особенно острой в связи с трагедией, произошедшей 4 августа в Татарстане.

39-летнего Романа Григорьева арестовали за избиение до смерти девятилетней девочки, над которой он взял опеку. Согласно информации следствия, он избил ее ногами, после чего ребенок скончался от черепно-мозговой травмы.

Во время проведения экспертизы на теле девочки обнаружили также термические ожоги. После того, как она получила телесные повреждения, опекуны не обращались за медицинской помощью в лечебные учреждения и пытались лечить ее самостоятельно. В ходе следствия выяснилось, что ребенок воспитывался в приемной семье, где, помимо нее, было еще пятеро детей, которых родители регулярно унижали и избивали. За регулярные побои сестры погибшей девочки была арестована их приемная мать. Задержана и сотрудница местных органов опеки и попечительства за недостаточный контроль условий проживания.

В феврале были задержаны 37-летний мужчина и 33-летняя женщина из Москвы. Они подозреваются в покушении на убийство приемного ребенка. По данным следствия, накануне супруги сообщили на пульт станции скорой медицинской помощи о внезапном приступе у ребенка.

«Малышу, доставленному в приемное отделение одной из районных больниц, был поставлен предварительный диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, отравление психотропными веществами, кома неясной степени. После этого ребенок незамедлительно был переведен в клинику доктора Рошаля, где у него были диагностированы закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга и множественные ушибы», — рассказали в ведомстве.

В январе в Смоленской области отчим изнасиловал и задушил семилетнюю девочку, пока мать была в отъезде. При этом ранее, по словам министра Васильевой, мужчине было отказано в опеке, «а потом ребенок вместе с братом и сестрой все-таки к нему попал».

По данным министерства просвещения, в банке данных детей-сирот находится 48 тыс. анкет. Ежегодно около 50 тысяч человек лишаются родительских прав.