Сенаторы нашли способ избавиться от второй смены в школах

Сенаторы и эксперты предложили внести поправки во внесённый в Госдуму правительственный законопроект о корректировке бюджета на 2018 год, повысив в два раза финансирование строительства школ в регионах. По мнению законодателей, это позволит выполнить задачи по обеспечению односменного режима обучения в общеобразовательных учреждениях, поставленные президентом Владимиром Путиным.

Власти нашли способ избавиться от второй смены
© Парламентская газета

Правительству предложено раскошелиться

Переход российских школ с двухсменного режима обучения к односменному был инициирован главой государства в 2015 году. Соответствующие задачи он сформулировал в послании Федеральному Собранию. В том же году была утверждена госпрограмма по развитию образования до 2020 года. Однако первоначально заявленные в ней темпы выдержаны не были.

В 2016 году в регионах было создано более 174 тысячи новых школьных мест, в то же время количество обучающихся во вторую смену не только не снизилось, но и увеличилось на 0,5 процента — с 1,875 до 1,885 миллиона человек.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, в ближайшие два года в 69 регионах запланировано построить 75 школ общей вместимостью 60 218 мест. Однако это позволит снять проблему лишь частично.

Сенатор убеждён, что выделяемых регионам ежегодно 25 миллиардов рублей в рамках программы софинансирования строительства школ явно не хватает для выполнения поставленных главой государства задач. При сохранении текущих темпов и объёмов финансирования до 2025 года в России будет создано лишь 1,566 миллиона новых мест, что составляет 19,4 процента от расчётной необходимости.

174 тысячи новых школьных мест было создано в регионах в 2016 году.

Выйти из положения поможет увеличение ежегодных отчислений на строительство новых школ. Участники состоявшегося в Совете Федерации в среду совещания предложили внести поправки в правительственный законопроект о корректировке бюджета на 2018 год, повысив в два раза финансирование строительства школ — до 50 миллиардов рублей.

Есть и альтернативный способ

В Минобразования также не удовлетворены темпами строительства новых школ, как и объёмами финансирования. Замминистра науки и образования Ирина Кузнецова отметила, что изначально предусматривалось, что ежегодно федеральный Центр в рамках софинансирования будет направлять в регионы 150 миллиардов рублей.

«Однако фактически мы имеем сумму в семь раз ниже. Если такими темпами мы будем идти, то никогда программу не реализуем», — оценила сложившуюся ситуацию чиновник.

Представитель Минфина Андрей Николаев согласился с прозвучавшими мнениями о несоразмерности заявленных изначально планов финансирования и текущих бюджетных возможностях. При этом он попросил не зацикливаться на строительстве школ, так как проблему можно решить и альтернативным способом.

«Прошу иметь в виду, что основным целеполаганием программы является ликвидация второй смены. Для этого можно использовать учреждения дополнительного образования», — предложил он.

Представители Минобразования возразили чиновнику, заметив, что все возможности по использованию учреждений допобразования для обучения школьников в первую смену уже исчерпаны. Вместе с тем они уверены, что это далеко не выход из положения, так как гарантированно проводить уроки на уровне образовательных стандартов можно только в условиях школы.

По мнению члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Владимира Бекетова, разумным было бы для увеличения бюджетной статьи расходов на строительство новых школ ввести сбор со строительных организаций, которые бы в обязательном порядке отчисляли деньги на эти благие цели.

Однако вряд ли эти средства помогут выполнить поручения президента тем регионам, которые играют не по правилам. По словам эксперта Счётной палаты Елены Шуваловой, в своих заявках некоторые субъекты Федерации просят деньги на одно, а расходуют на другое — строят детские сады и учреждения допобразования.

Строя учреждения допобразования на деньги, которые выделены на совершенно другие цели, регионы фактически устраняются от выполнения поставленной главой государства задачи.

«Для детсадов существует своя госпрограмма, но конкретно в нашем случае президент поручил создать ученические места. И вот строя учреждения допобразования на деньги, которые выделены на совершенно другие цели, регионы фактически устраняются от выполнения поставленной главой государства задачи», — уточнила она.

Подводя итог совещания, зампред Комитета палаты регионов по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба пообещал задать на следующем пленарном заседании Совета Федерации все щекотливые вопросы по теме недофинансирования строительства школ первому вице-премьеру—министру финансов Антону Силуанову.