Что ждет Алексея Улюкаева в СИЗО и на зоне
Первая серия саги о взятке в $2 млн, вымогавшейся на тот момент министром экономического развития Алексеем Улюкаевым у главы «Роснефти» Игоря Сечина, завершилась в пятницу вынесением приговора: восемь лет строгого режима и штраф 130 млн рублей.
По сообщениям СМИ, адвокат Улюкаева Лариса Каштанова во время заседания заявила журналистам, что защита обжалует приговор, хотя его на тот момент даже не дочитали. (Правда, адвокат Генри Резник в беседе с «Ридусом» усомнился в том, что Каштанова могла так поступить, поскольку это нарушало бы принципы профессиональной этики).
>> Улюкаева могут освободить от наказания
Какой теперь может быть дальнейшая судьбы бывшего федерального министра?
В доме девять дробь один
Никакие предыдущие заслуги Улюкаева либо его статус никак не повлияют на его положение после того, как его сегодня взяли под стражу в зале суда, говорит председатель адвокатской коллегии «Тамир» Оксана Михалкина.
«Для УФСИН с момента вынесения обвинительного приговора осужденный „обезличивается“, он становится просто гражданином Алексеем Валентиновичем Улюкаевым 1956 года рождения, осужденным по такой-то статье — чтобы его можно было идентифицировать. Был он до этого федеральным министром или разнорабочим — на обложке его дела не указано. Поэтому и отношение к нему, и условия его содержания под стражей будут — должны быть — общими как для всех осужденных по аналогичным статьям», — сказала она «Ридусу».
Судя по тому, что судья распорядилась взять Улюкаева под стражу, хотя он до этого находился под домашним арестом, каких-то исключений и поблажек экс-министру не светит, подчеркивает она.
«Из суда Улюкаева должны отвезти, скорее всего, в так называемый Кремлевский централ 9−9/1 (на улице Матросская Тишина в Сокольниках — прим. ред.). Конечно, с учетом его возраста, личностных характеристик, поведения во время следствия вряд ли его там поместят в камеру на 16−18 человек. Никто нарочно создавать ему суровые условия не собирается. Но и на VIP-сервис ему тоже вряд ли следует рассчитывать», — предполагает Михалкина. «СИЗО — это не гостиница и не курорт».
Исключением было скорее то, что на период следствия подозреваемого оставили под домашним арестом, говорит она, добавляя, что по аналогии с другими «высокопоставленными» осужденными, можно предположить, что в СИЗО у Улюкаева будут соседи «социально близкие».
«Я помню, что когда под следствием находился Михаил Ходорковский, он сидел в камере на двоих, и его сокамерником был Владимир Квачков, мой подзащитный. Ходорковский на свои деньги купил в камеру телевизор и холодильник, потому что их там „по штатному расписанию“ не было. Скорее всего, что и Улюкаеву никто не будет мешать обустроить свое временное место пребывания по своему вкусу», — говорит она.
Если Мосгорсуд «засилит» решение Замоскворецого суда, то после вступления приговора в силу условия отбытия наказания для Улюкаева более-менее опеределенно можно предсказать, считает адвокат.
«Преступление, в котором обвиняется Улюкаев, относится к числу тяжких, но он не окажется на одной зоне с серийными убийцами, хотя у них может быть такой же срок. По существующей практике УФСИН, лица, осужденные за преступления против личности, содержатся отдельно от заключенных, осужденных за экономические или должностные преступления. Так что беспокоиться за душевный и физический комфорт Адексея Валентиновчиа в колонии нет никаких оснований», — полагает Михалкина.
Законопослушен и осужден
Совсем не факт, что Мосгорсуд утвердит приговор Улюкаеву, сомневается управляющий партнер адвокатской фирмы «Железников и партнеры» Александр Железников.
«Я, например, вижу, что приговор суда первой инстанции был вынесен с нарушениями закона. По той причине, что судья огласила показания Игоря Сечина, но не предоставила защите возможности его допросить как ключевого свидетеля обвинения. Он был таковым заявлен, но четырежды не явился без уважительной причины. Закон требует, чтобы между свидетелями были проведены очные ставки в судебном заседании. Эти требования были нарушены», — сказал он «Ридусу».
Но если решение апелляционной инстанции предсказать невозможно, то до решения Мособлсуда судьба Улюкаева более-менее определена.
«До слушания дела в апелляционной инстанции подсудимый будет находиться либо в изоляторе Лефортово, либо во внутреннем дворе Матросской Тишины. Вообще, на время следствия Улюкаев находился под очень мягкой мерой пресечения для такой особо тяжкой статьи — по которой предусмотрено до 15 лет лишения свободы и огромный штраф», — говорит Железников.
При этом то, как вел себя Улюкаев под домашним арестом, характеризует его как человека законопослушного. Но на вопрос виновности это никак не влияет, указывает юрист.
«Другое дело, что суд дал ему меньше, чем просило гособвинение, и это существенная разница — потому что Улюкаев может рассчитывать на выход по УДО, отбыв две трети срока. А две трети от восьми лет и две трети от 10-ти — большая разница», — поясняет Железников.