Дополнительный прием на принудительные работы
ФСИН России открывает дополнительные центры принудительных работ для исполнения нового вида наказания, которое применяется с этого года. К концу 2018 года количество мест для приговоренных к принудительным работам должно увеличиться вдвое и составить 5 тысяч. Осужденным подыскивают рабочие места в госкомпаниях: Минюст РФ разработал законопроект о квотировании. Между тем практика уже обозначила проблемы применения этого вида наказания. В частности, иностранцы, направленные в исправительные центры, не могут приступить к работе из-за необходимости получать трудовые патенты.
ФСИН России открывает дополнительные центры принудительных работ для исполнения нового вида наказания, которое применяется с этого года. К концу 2018 года количество мест для приговоренных к принудительным работам должно увеличиться вдвое и составить 5 тысяч. Осужденным подыскивают рабочие места в госкомпаниях: Минюст РФ разработал законопроект о квотировании. Между тем практика уже обозначила проблемы применения этого вида наказания. В частности, иностранцы, направленные в исправительные центры, не могут приступить к работе из-за необходимости получать трудовые патенты.
Вчера правительство России издало распоряжение об открытии новых четырех исправительных центров для принудительных работ в Челябинске, Оренбурге, Волгограде и Костроме. Об этом на круглом столе в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) РФ сообщил начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества ведомства Евгений Лукьянец. Центры — это общежития с особым режимом, куда приговоренные должны возвращаться на ночлег с работы. Новый вид наказания применяется с 1 января 2017 года, тогда же заработали четыре первых центра — в Ставропольском и Приморском краях, в Тамбовской и Тюменской областях и семь участков при колониях на 896 человек. В начале осени открылись два участка в Кировской и Свердловской областях. К концу этого года планируется ввести в эксплуатацию еще два центра в Якутии и Татарстане, а также шесть участков при исправительных учреждениях в Адыгее, Алтайском и Красноярском краях, Пензенской, Иркутской и Нижегородской областях.
«В 2018 году планируется открыть еще восемь исправительных центров в Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, Удмуртии, Курганской, Ленинградской, Новгородской и Тульской областях, а также 38 участков при колониях»,— указал господин Лукьянец.
К концу 2018 года исправительные центры смогут принять свыше 5000 осужденных. Так как центры появятся в большинстве регионов, то суды смогут более активно применять новый вид наказания, считают во ФСИН. Москва получит свой центр в 2019 году — на 200 мест на территории Капотни.
По словам господина Лукьянца, сейчас в центрах находятся 417 осужденных. Большинство из них осуждены за кражу, нарушение ПДД, неуплату алиментов и незаконный оборот наркотиков. Более чем половине из осужденных судьи назначили сроки от двух месяцев до года, еще 182 осужденных — до трех лет, десяти осужденным — свыше трех лет. Как отметил господин Лукьянец, еще 124 человека сняты с учета: одни уже освободились, другие отказались работать и переведены в колонии. Один человек погиб: был сбит на пешеходном переходе. В среднем осужденные получают зарплату от 8 тыс. до 15–20 тыс. руб. в месяц.
Первые десять месяцев работы выявили ряд проблем, признают в ведомстве: оказалось, что нельзя официально трудоустроить осужденных иностранцев. Они обязаны иметь трудовой патент, но закон запрещает выдавать его осужденным. Сейчас в исправительных центрах живут четыре иностранца, в том числе граждане Таджикистана и Украины. Сотрудники ФСИН подали в суд документы об изменении им наказания на лишение свободы.
Трудоустройство оказалось самым сложным, признают в ведомстве. Много сил приходится тратить на «маргинальных осужденных» — утративших социальные связи, нигде ранее не работавших. «Их надо подготовить к работе, провести медосмотр. Мы их практически учим жить»,— говорит господин Лукьянец. Проблемой, по его словам, оказались квалификация осужденных и состояние их здоровья: «В Ставропольском крае работу предлагают кирпичный завод, завод минеральных вод, хлебокомбинат. Зарплата хорошая, но осужденные не подходят. Остается лишь ЖКХ: метлу в руки — и вся специализация».
Представитель Генпрокуратуры Сергей Попков отметил, что участками в колониях руководят начальники колоний: «Это неправильно, так мы дойдем до того, что исправительные центры станут частью колоний».
Минюст пока готовит ряд поправок к законодательству. В частности, ведомство требует выравнять условия содержания в исправительных центрах и в колониях-поселениях, смягчив режим в центрах. Сейчас, например, отпуск по неотложным причинам в колонии-поселении составляет семь дней, а в центре — только пять. Планируется также отменить конвоирование осужденных к общежитиям, но при этом закрепить возможность отправлять нарушителей режима центров в колонии.
ФСИН намерена добиться введения для осужденных к принудительным работам квот рабочих мест в организациях, на которые могут оказывать влияние государственные компании. Это позволит отправлять осужденных на длительный срок в отдаленные регионы, размещая их на объектах, принадлежащих организациям. Минюст уже разработал законопроекты о внесении соответствующих изменений в УК и УИК РФ. Ряд компаний ждет этих изменений, чтобы рассмотреть предложение ФСИН: так, о сотрудничестве со ФСИН уже заявило ОАО РЖД. «Компания заинтересована в работе осужденных,— заявил на круглом столе замначальника департамента управления персоналом ОАО РЖД Николай Захаров.— Мы по многим регионам, особенно на Дальнем Востоке, испытываем дефицит ресурсов». Компания даже готова обучать работников. Господин Зайцев отметил проблему, которую необходимо еще решить: многие объекты РЖД имеют особые категории доступа, и осужденным туда будет закрыт доступ. «Надо также продумать, чем мы можем заинтересовать и частный бизнес»,— добавил представитель Минюста РФ Федор Ручкин.