«Последний богатырь»
Россия, реж. Дмитрий Дьяченко, в ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Константин Лавроненко, Елена Яковлева, Екатерина Вилкова, Евгений Дятлов, Тимофей Трибунцев, Сергей Бурунов, Александр Семчев, Елена Валюшкина, Вольфганг Черны, Александр Кухаренко, Марина Калецкая.
Белый маг Святозар — победитель «Битвы магов», творящий добро во имя Солнца и помогающий богатым страдалицам очиститься от разного рода порчи. В миру же он — выходец из детдома Иван, носящий на шее в качестве талисмана иголку в яйце и ни в какие чудеса, конечно же, не верящий.
И вот он совершенно волшебным образом попадает в сказочное Белогорье, где его сперва ведут в княжеские хоромы, потом отправляют в опочивальню, но вместо неё заковывают в подземелье — а там уже томится расчленённый Кощей и вскоре появляется Баба Яга с жабой, превращающейся в прекрасную Василису. И это ещё только присказка…
«Последний богатырь» — вторая после «Книги мастеров» попытка легендарной американской студии стать частью не только российского кинопроката, но и российского кинопроизводства.
Попытка решительная — о чём можно судить уже по той резвости, с какой избушка на курьих ножках бегает здесь на всем известной диснеевской заставке возле того самого красивого дворца, где мечтают оказаться все дети планеты.
И попытка довольно удачная: не великий фильм, не «Королевство кривых зеркал», не «Морозко», но как просто сказка — вполне даже годится.
Для начала следует сказать, что картина сделана уважительно: здесь есть и шишкинский лес, и отклики на сказочную живопись Васнецова («Алёнушка», например, «срисована» практически один в один). Здесь очень интересный актёрский состав (Константин Лавроненко — Кощей, неузнаваемая Елена Яковлева — Баба Яга!..), и если что и смущает, так это разве что парочка протиснувшихся в саундтрек иноязычных песен: можно было найти аналоги и на русском.
При этом создатели фильма (и режиссёр, и пять сценаристов имеют за плечами большой опыт работы на «Кухне») ни в коей мере не уходят в ту русскую народную сказку, что, к сожалению, скучна современным подросткам. Они стараются говорить с молодым зрителем на его языке, применяя к знакомым героям свежие постмодернистские приёмы.
Причём сперва может показаться, что разговор тут ведётся даже не с пришедшими в кинозал детьми, а с приведшими их взрослыми: тут есть и критика ТВ («Одна шелупонь по всем каналам»), и шутка про дорогой коньяк, и «дело» об измене мужа, и ответ на звонок, поступивший в минуту опасности: «Да, Владимир Владимирович…».
Но вот Иван буквальным образом выпадает из дупла, узнаёт, что он — сын Ильи Муромца («А чё не Микки Мауса?» — диснеевский фильм не был бы диснеевским без этого вопроса), довольно быстро свыкается с тем, что он «реально в сказку попал», — и дальше начинаются весьма любопытные «перевёртыши».
Кощей, например, оказывается скорее хорошим, нежели плохим, Змей Горыныч — огнедышащим крохой, а все беды в Белогорье оттого, что «добро победило, богатыри теперь не нужны», — вот потому-то и идёт за ними охота.
Предложив новым знакомым свои познания из цивилизованного мира (помимо физики и химии это ещё и автомат Калашникова — вот где доказательство, что АК в первую очередь «культурный бренд», а лишь потом — что-то другое), Иван на самом деле долгое время не даёт им ничего, зато активно создаёт проблемы: сжигает избушку, ломает метлу, обижает умеющую оборачиваться лягушкой Василису просьбой изничтожить надоедающих комаров («Или ты после шести не ешь?»).
Выручает его разве что смартфон (какой нынешний богатырь без него?), с помощью которого он сперва развлекает друзей фотосессией (отрываемая рука Кощея как нельзя лучше заменяет селфи-палку), а затем спасает всех от великанши с поварёшкой (Чудо-Юдо), поставив песню Стаса Михайлова (примечательно, конечно, что она была у него в плейлисте)…
Другими словами, это, конечно, совсем не тот образец для подражания, которым когда-то казались былинные богатыри; не герой, определённо, не «отец драконов», каковым он в некий момент себя воображает. Но тем естественнее Иван выглядит для своего зрителя, тем проще публике поверить в него, а затем — во все остальные предлагаемые обстоятельства.
В числе которых, кстати, есть и совсем «возмутительные», переворачивающие все наши привычные представления о «старой доброй сказке». Ниспровергая былые «авторитеты», авторы «Последнего богатыря» рискуют, конечно, навлечь на себя общественный гнев и обвинения в «оскорблении чувств», но всё это ведь — не более чем игра, не более чем шутки нового времени.
Здесь много ходов, направленных на то, чтобы рассказать историю про Ивана-дурака совсем по-новому, чтоб она лишь отчасти напоминала то, что мы знали о нём ранее. Но так и надо подходить к давно проверенному и хорошо изученному материалу: необходимо спрыснуть его живой водой и приправить молодильными яблоками.
Учитывая, в каком состоянии находится сейчас (и все последние годы) отечественное детское кино, «Последнего богатыря» необходимо бурными овациями приветствовать, закрыв глаза на некоторые его (к тому же совершенно несущественные) недостатки. Неважно, что герои фильма «вышли» из замка «Диснея»: всё равно тут русский дух, тут Русью пахнет.
И пусть он не походит на те сказки, на которых выросли мы и наши родители (как не походит, впрочем, и на сказки из Голливуда); необходимо принять тот факт, что это сказка для детей иного поколения: для них богатырь без смартфона действительно, наверное, немыслим.
Ну и кроме того, фильм лишний раз показывает, сколь нужны сказочным героям навыки рукопашного боя и опыт обращения с холодным оружием. Ко всему надо быть готовым, когда посланцем сил Зла может оказаться даже «мимимишный» зайчик.
Фильм «Последний богатырь» в широком прокате с 26-го октября.