У штрафа права велики
Госдума готовит законопроект об упрощенном обжаловании постановлений ГИБДД
Процедуру обжалования штрафов, которую депутаты Госдуме называют «чрезвычайно забюрократизированной», планируется серьезно упростить. В думском комитете по госстроительству заявили о разработке соответствующего законопроекта. Граждане, в частности, получат возможность опротестовать постановление в режиме онлайн, если на фотографии запечатлен неверно распознанный номер. Кроме того, ГИБДД, как ожидается, получит право самостоятельно отменять вынесенные ошибочно постановления: сейчас это невозможно без представления прокуратуры или заявления гражданина.
Разработку изменений к КоАП анонсировал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Система обжалования штрафов ГИБДД (и других служб, выносящих постановления, включая московские МАДИ, АМПП) сейчас чрезмерно забюрократизирована, заявил он “Ъ”. «ГИБДД выносит миллионы штрафов, а обжаловать мало кому под силу, многие водители просто махнули рукой и оплачивают не глядя,— говорит господин Лысаков.— В самой инспекции об этом давно говорят». Соответствующий проект готовится, его внесение в парламент планируется в следующем году.
В законопроекте, в частности, будет записана норма, позволяющая обжаловать штраф дистанционно в режиме онлайн. Бывают ситуации, когда гражданин получает «письмо счастья» и видит на фотографии с камеры не принадлежащую ему машину или не свой номер (либо одновременно), приводит пример депутат. «Чтобы отменить постановление, нужно пройти очень сложную процедуру,— говорит “Ъ” господин Лысаков.— А все должно быть, как говорится, в “один клик”, чтобы никуда не нужно было ездить».
Кроме того, даже сотрудники ГИБДД, обнаружив ошибку в уже вынесенном постановлении, не имеют права отменить документ — для этого необходимо либо заявление гражданина, либо представление прокуратуры. «Всю эту бюрократию надо убирать»,— полагает Вячеслав Лысаков.
В ГИБДД, по данным “Ъ”, концептуально поддерживают идею законопроекта, но конкретика еще не обсуждалась. Нужно будет тщательно продумать все нюансы, говорят источники “Ъ” в ведомстве.
Юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева считает несправедливым тот факт, что при вынесении штрафов с помощью камер применяется упрощенный порядок наказания (протокол в отношении водителя не составляется, штраф направляется по почте и т. д.), а для обжалования этих же постановлений подобного порядка не существует. По ее мнению, важно зафиксировать возможность отмены штрафа без заявления водителя или участия прокуратуры, а также регламентировать различные основания для аннулирования штрафов. «Системные и массовые ошибки неизбежны по причине взрывного роста числа камер и их возможностей,— добавляет эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман.— Если раньше камера контролировала только скоростной лимит, сейчас комплексы способны фиксировать десятки типов нарушений. Достаточно оператору ошибиться с настройкой комплекса либо с параметрами установки, как система начнет массово фиксировать ошибочные нарушения».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов обозначил еще одну проблему: обжалование происходит по месту совершения правонарушения, что крайне неудобно, например, когда человек находился на пути из одного города в другой. У водителей должна быть опция дистанционно сообщить об ошибке при получении постановления, легче всего это сделать на базе портала госуслуг, считает он.
«Сегодня камеры — это не система профилактики нарушений, а система сбора денег, выгодная государству,— отмечает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Система обжалования штрафов сделана столь громоздкой, чтобы отбить желание жаловаться. Поэтому, боюсь, законопроект не пройдет, он выгоден бюджетам». «Поправки необходимо принять в ближайшее время, поскольку они снимут нагрузку как с МВД, так с и прокуратуры, с суда и граждан,— считает, в свою очередь, Катерина Соловьева.— Это выгодно всем».
Иван Буранов