Войти в почту

Американский бренд разбивает стереотипы о России

Интервью St. Petersburg Harley Days -- один из крупнейших фестивалей Европы, он стал значительным событием и для Петербурга. Кроме развлекательной программы, фестиваль включает деловую часть, когда бизнесмены и менеджеры могут не только обменяться опытом, но и найти инвесторов или партнеров для своих проектов. О том, как St. Petersburg Harley Days меняет имидж не только Северной столицы, но и нашей страны в глазах иностранцев, корреспонденту Guide Дмитрию Маракулину рассказал координатор российского мотофестиваля Игорь Щербаков. GUIDE: Как появился в Петербурге фестиваль Harley-Davidson? ИГОРЬ ЩЕРБАКОВ: В 2008 году европейский офис компании Harley-Davidson проводил конкурс на открытие в Петербурге дилерского центра. На тот момент я занимал должность председателя совета директоров группы компаний "Лаура" и подал заявку на дилерство. В то время мотоциклы Harley-Davidson в России имели имидж товаров категории люкс, стоимость одной машины, которые завозились к нам, колебалась в пределах 2-5 млн рублей. А мы решили показать этот мотоцикл с другой стороны и завезли недорогие модели по цене около 400 тыс. рублей. G: То есть сам фестиваль -- это в первую очередь маркетинговое мероприятие? И. Щ.: Наверное, можно и так сказать. В том же году я по приглашению руководства компании Harley-Davidson побывал в Милуоки (США), где проходил юбилейный фестиваль, и это стало для меня шоком. В небольшом городе собралось 400 тыс. мотоциклистов -- гостиницы встречали их приветственными надписями, в каждой были даже приготовлены ведра и тряпки для чистки мотоциклов. Кстати, началом успеха компании стало создание всемирного клуба владельцев мотоциклов этой марки Harley-Davidson Owners Club (H.O.G.). Не нужно было изобретать велосипед, нужно было перенести этот фестиваль к нам, в Петербург, где он бы мог поднять интерес к Harley-Davidson. G: Как руководство города отнеслось к вашей идее запустить полмиллиона байкеров в исторический центр Петербурга? И. Щ.: Я знал, что Валентина Матвиенко, занимавшая тогда пост губернатора города, поддерживала развитие туризма. И фестиваль мог, в том числе, привлечь внимание туристов к Северной столице. Губернатор поддержала мою идею, и в январе 2011 года я увез письмо за ее подписью и вручил лично президенту компании Harley-Davidson. В феврале 2011 года был получен положительный ответ. Президент компании напомнил, что в Великую Отечественную войну компания Harley-Davidson поставила в Россию 28 тыс. военных мотоциклов. И предложил, чтобы эти машины приняли участие в торжественном параде, обязательной части фестиваля. Мы разыскали шесть мотоциклов, которые возглавили колонну на первом петербургском фестивале Harley-Davidson, прошедшем на Крестовском острове в 2011 году. G: Ваше мероприятие требует немалого числа согласований и разрешений от официальных структур. Как сейчас складываются отношения с городской администрацией и различными контролирующими органами? И. Щ.: В 2013 году партнером фестиваля и его президентом стал Георгий Путинцев, занимающий пост советника губернатора Георгия Полтавченко по мотоспорту и главы ассоциации мотоциклистов Петербурга. Он взял на себя взаимодействие с различными официальными структурами, в том числе и со Смольным. Это позволило фестивалю получить поддержку городской администрации и ускорить разрешение всех организационных вопросов. К примеру, наши эстонские гости очень радуются, когда едут на фестиваль: в этом случае прохождение всех процедур для них ускоряется. G: Почему вы сменили локацию? И. Щ.: Региональный менеджер Harley Owners Group Берг Солберг, 28 лет занимающийся организацией фестивалей в Европе, предложил проводить фестиваль на площади Островского. И это решение оказалось верным: мотоциклетная культура объединилась с историей города -- и это произвело фурор. G: Что, на ваш взгляд, фестиваль дает городу? И. Щ.: Прежде всего -- новых туристов. Петербургское мероприятие включено с 2011 года во все официальные календари компании Harley-Davidson, а это 1,5 млн членов H.O.G. во всем мире. На первый фестиваль приехало где-то 200 зарубежных мотоциклистов, но уже в этом году их было около 2,5 тыс. человек. Всего же фестиваль посетило около 100 тыс. горожан и гостей города. Мотоциклисты -- одни из самых активных туристов. И нам удалось добиться, чтобы мотоциклисты, приезжающие к нам на паромах, могли находиться в Петербурге без визы 72 часа. Наш фестиваль, который считается лучшим фестивалем Harley-Davidson в Европе, благоприятно сказывается на туристическом имидже Петербурга. Включение этого фестиваля в корпоративный календарь компании -- это знак безопасности туристического места. Авторитетный американский бренд Harley-Davidson подает всем такой сигнал. Кроме того, мы делаем очень важную вещь -- разбиваем стереотипы иностранцев о России. Ни один гость фестиваля не пострадал, это факт. G: Вы описываете немало достижений фестиваля. А где-то еще они используются? И. Щ.: Да, к нам обратился Ростуризм, и теперь на своих зарубежных выставках петербургский фестиваль Harley-Davidson, входящий в тройку крупнейших фестивалей Европы, используется как флагман для продвижения страны. Добавлю, что на нью-йоркской выставке, прошедшей в феврале этого года, у многих посетителей вызвал самый пристальный интерес стенд нашего фестиваля с рекламой возможности безвизового въезда в Россию. G: Такие фестивали -- дорогое удовольствие. На какие средства вы его проводите? И. Щ.: Мероприятие стоит около 40 млн рублей, его финансирование проходит за счет спонсорских средств. К примеру, в этом году "Гостиный Двор" предоставил нам по бартеру парковку, вы сами знаете, как сложно найти место в центре. Город тоже нас поддерживает, насколько ему позволяют финансовые возможности: в 2015 году было выделено 200 тыс. рублей, в прошлом -- 900 тыс. рублей. G: Фестиваль Harley-Davidson -- это не только развлечение; что представляет собой деловая конференция для гостей? И. Щ.: В этом году конференция прошла в третий раз в Царском фойе Александринского театра. Ее суть -- в решении актуальных бизнес-задач мотоциклистов, поиске инвесторов, помощи в построении бизнес-коммуникаций, а как результат -- заключение контрактов и договоров. Основная часть мотоциклистов -- это бизнесмены и менеджеры самого разного уровня, для которых интересна наша площадка. В этом году участие в работе конференции принял президент Американской торговой палаты, объединяющей около 600 мировых компаний, работающих в России, Алексис Родзянко. Представители этой организации провели круглый стол по теме безопасности бизнеса в России: представители различных компаний рассказали о своем опыте иностранцам. Побывал на этой конференции президент Торгово-промышленной палаты Гамбурга, изучающий возможность для ведения россиянами бизнеса в Германии. В этом проекте могут быть заинтересованы отечественные предприниматели: всех коммерсантов интересуют новые рынки сбыта. G: В чем основной интерес участия в конференции? И. Щ.: Основная задача как участников-мотоциклистов, так и не мотоциклистов -- это подтверждение хорошего инвестиционного климата в России. Поиск надежного партнера в бизнесе -- достаточно тяжелое и всегда довольно рискованное мероприятие. Мы предлагаем такие знакомства и связи, которые позволят решить если не все, то очень многие задачи бизнесменов. G: Есть ли пример реализованного контракта, который родился во время деловой конференции фестиваля Harley-Davidson? И. Щ.: Член клуба H.O.G. Вячеслав Чулюканов, москвич, два года назад инвестировал €1,5 млн в открытие в Петербурге второго дилерского центра Harley-Davidson, а это новые рабочие места и налоги для города.

Американский бренд разбивает стереотипы о России
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге