В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

"Главная задача кластера -- собирать думающую аудиторию"

Экспертное мнение
"Главная задача кластера -- собирать думающую аудиторию"
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге
Как развивать интеллектуальный проект -- многопрофильный холдинг, не имеющий аналогов в мире, корреспонденту BG рассказал генеральный директор кластера "Игры разума" .
BUSINESS GUIDE: Что собой представляет кластер "Игры разума"? В чем основная идея проекта?
ВИТАЛИЙ СОКОЛОВ: Это большое интеллектуальное пространство на улице Достоевского. Главная задача кластера -- собирать думающую аудиторию, которой интересны интеллектуальные мероприятия различного формата: лекции, семинары, тренинги и прочее. Например, универсальный лекторий "Александрийская библиотека" -- гуманитарный лекторий по истории, моде, урбанистике и языкознанию.
В Высшей школе методологии мы проводим методологические семинары, различные образовательные мероприятия, тренинги, посвященные механизмам работы мозга, встречи с известными авторами и экспертами в области науки, философии и психологии.
В кластере работают центр детского развития "Сократик" для ребят от 3 до 12 лет и их родителей; научно-просветительский проект "Зануда" по популяризации науки для молодежи; образовательный проект нового интеллектуального формата "Академия смысла"; коворкинг "Агора"; собственное арт-пространство Delos, в котором проходят выставки, презентации и модные показы; два этажа лофтов для различной физической активности: танцев, йоги и пилатеса. А еще есть бутик-отель "Ахиллес и Черепаха", ресторанный комплекс "Симпозиум", гастробар MadLabBar, студия красоты Camera Obscura, агентство нейромаркетинга Olympia, типография и издательство "Трактат".
BG: Почему выбрали такой формат проекта? Есть ли что-то подобное в России?
В. С.: Основатель и инвестор проекта -- , один из популяризаторов психологии и психотерапии на постсоветском пространстве. Он всю жизнь занимался интеллектуальной деятельностью и сейчас занимается популяризацией науки и методологии мышления в частности, выступает с лекциями и пишет книги на эту тему. Среди наших гостей были и главный художник , и автор знаменитого романа "Поколение X" , и выдающийся ученый, популяризатор науки , и другие известные личности. По их словам, место у нас "восхитительное" и "в мире такого нет". Было очень приятно это услышать. В России аналога нет точно.
BG: Какие исследования вы проводили перед запуском проекта и что анализировали, чтобы понять, как привлекать аудиторию?
В. С.: Мы изучали опыт различных креативных пространств Петербурга (таких как "Этажи", "Ткачи" и прочих), но не было ощущения, что это цельные проекты -- различные арендаторы, разноформатные выставки... Мы же хотели создать цельный продукт интеллектуального формата, где люди ассоциируют себя с конкретным местом, которое отвечает их потребностям: образовательным, досуговым и развлекательным. И в этом смысле наша концепция уникальна.
BG: Каковы инвестиции в проект? Какой срок их окупаемости?
В. С.: У нас все помещения в собственности -- это три флигеля общей площадью 3500 кв. м, объединенных внутренним двором, штат сотрудников -- около 100 человек. Поскольку мы еще достраиваемся, то инвестиционный период пока не закончен, поэтому я затрудняюсь назвать финальную цифру, но в целом она будет немаленькой. По нашим расчетам, на окупаемость кластер выйдет примерно через два года. Сложность оценки еще и в том, что проекты запускаются поэтапно, а у каждого направления свой срок окупаемости. Ресторан и отель -- год, агентство нейромаркетинга и типография -- полтора года и так далее.
BG: Кто клиенты "Игр разума"? Многие ли из них приходят в несколько проектов сразу? Возвращаются ли они к вам?
В. С.: Клиенты абсолютно разные, поскольку направлений довольно много. От молодежи, которая интересуется современной наукой в рамках проекта "Зануда", до более зрелой аудитории, которую в большей степени волнует эффективность мышления в рамках Высшей школы методологии. Для "Сократика" -- дети и их родители. Для отеля -- зарубежные и российские туристы, студия красоты -- в основном женская аудитория. Большая часть гостей кластера за один визит посещает не только один проект, при этом почти всегда в их числе ресторан или гастробар. Постоянные клиенты есть, естественно, в студии красоты, в отеле, в типографии.
Мы в целом работаем в направлении пересечения аудиторий и общей синергии различных направлений кластера.
Например, если мы проводим конференцию делового формата, а часть приглашенных гостей или спикеров приезжает из других регионов России или зарубежья, то они могут на время проведения конференции поселиться в нашем отеле, типография может изготовить всю необходимую полиграфию, в студии красоты можно привести себя в порядок перед выступлением, а в ресторане или гастробаре -- пообедать и обсудить с коллегами итоги мероприятия. Таким образом, каждый человек, который попадает в кластер, может получить довольно полный спектр услуг, что экономит не только деньги, но и время.
BG: Ресторан и гастробар не конкурируют между собой?
В. С.: У них разные целевые аудитории: более зрелая и состоявшаяся -- в "Симпозиуме", MadLabBar же рассчитан на более молодежную аудиторию, здесь, кстати, есть и вечерний танцевальный формат.
BG: Насколько жизнеспособна модель сочетания такого количества бизнесов разного направления?
В. С.: Когда мы задумывали "Игры разума",то понимали, что наши интеллектуальные продукты, особенно на этапе становления, не будут особенно прибыльными. Поэтому возникла идея создать сопутствующие бизнесы, которые будут вовлечены в интеллектуальные направления работы кластера и поддерживать их экономически. Наиболее прибыльные из всех направлений- отель, ресторан и гастробар, а также конференц-возможности.
BG: Как сезонность бизнеса сказывается на положении всего кластера?
В. С.: В целом наш кластер -- это единый холдинг, и наличие в нем бизнесов с различной сезонностью обеспечивает экономическую устойчивость в течение всего года. Например, высокий сезон для отеля -- поздняя весна и лето, а вот ресторан пользуется большим спросом зимой.