Войти в почту

Будущее уже здесь: современные технологии на службе столичного образования

В преддверии нового учебного года на сайте mos.ru обновился сервис «Просмотр информации о посещении и питании ребенка в школе, детском саду и колледже». Этими данными родители теперь могут в режиме онлайн делиться с доверенными лицами. Одному из родителей, у которого есть доступ к услуге, нужно отправить из своего личного кабинета на mos.ru приглашение, например, бабушке, тете или няне. При этом они тоже должны быть зарегистрированы на сайте. Сервис популярен среди горожан: только за первые шесть месяцев этого года им воспользовались почти семь миллионов москвичей. Имея доступ в интернет, москвичи могут следить за посещением ребенком садика, школы или колледжа, а также выбирать обеды в меню столовой. Помимо этого, можно держать под контролем расход средств на лицевом счете учащегося и ограничивать доступ к отдельным продуктам школьного буфета. Проход и питание Внедрение информационной системы «Проход и питание» («Москвeнок») во всех школах города завершится уже в этом году. Все ученики будут заходить в здание учебного заведения и покупать еду в столовой с помощью электронных носителей. Это либо карта, либо браслет «Москвенок», либо социальная карта учащегося. Такая система позволяет родителям в режиме онлайн проследить, когда ребенок пришел и вышел из школы, а также узнать, что он ел на обед и что покупал в буфете. Подобная система вводится и в дошкольных группах. На сегодняшний день информационная система «Проход и питание» работает более чем в трех тысячах учебных организациях, ею пользуются свыше 850 тысяч учеников. Присоединиться к системе можно двумя способами. Первый вариант — бесплатно получить в школе электронную карту «Москвeнок». Второй — бесплатно оформить через портал mos.ru социальную карту учащегося. «Московская электронная школа» Система «Проход и питание» — это лишь один из элементов крупного проекта «Московская электронная школа», который стартовал в столице 1 сентября 2016 года. Учебные заведения подключают к высокоскоростному интернету и локальным сетям. В классах устанавливают интерактивные панели, а учителей обеспечивают ноутбуками. Ключевые составляющие проекта — электронные журнал и дневник и библиотека электронных материалов. Проект сначала запустили в пяти пилотных школах — № 627, 1995, 1194, 2095, 1298 и лицее № 1571. В них работают 718 учителей и занимаются более семи тысяч учеников. В эти организации поставили 322 интерактивные панели, выделили 718 ноутбуков и планшетов, а также оборудовали 808 точками доступа к Wi-Fi. Например, в школе № 1995 по новой схеме уже несколько лет преподают три предмета: биологию, историю и химию. Успеваемость (то есть количество оценок «хорошо» и «отлично») возросла в течение двух лет: по биологии — на 12 процентов, по истории — на 15 процентов, по химии — на 10 процентов. Как отметила в своем исследовании консалтинговая компания KPMG, сейчас в школах Москвы используются элементы умного города (smart сity), характерные для самых развитых мегаполисов мира: электронный журнал, система электронного доступа в школу, ноутбуки, интерактивные панели. В образовательных учреждениях появляются цифровые/виртуальные лаборатории, мультимедиастудии, робототехника. Сегодня к проекту подключены все столичные школы. Что такое электронная библиотека Электронная библиотека — это ресурс, который включает не только учебники и пособия (36 изданий), но и тестовые задания по различным предметам (более трех тысяч заданий). Там же учителя размещают интерактивные сценарии уроков с современным аудио-, видеоконтентом, фотографиями, тестовыми заданиями. Сейчас в библиотеке насчитывается уже более 48 тысяч интерактивных сценариев. Педагоги по всему городу могут использовать всю коллекцию открытых сценариев библиотеки. Также есть возможность внести в готовый сценарий необходимые изменения или создать свой собственный. Более того, учителя создают новые учебные пособия с современным контентом. Для этого они используют собственные наработки, которые уже показали свою эффективность на практике. Одним из преимуществ электронной библиотеки «Московской электронной школы» учителя назвали удобство хранения знаний в облаке. Каждый педагог может в любое время воспользоваться материалами библиотеки для проведения урока, не выходя из класса. Скачал — и пользуйся Чтобы подключиться к уроку, ученики скачивают приложение «Московская электронная школа» на планшет или домашний компьютер. Когда учитель запускает урок на своем гаджете, все дети автоматически присоединяются к сценарию. Даже если ребенок заболел и остался дома, он также может войти в сценарий и принять участие в процессе. Если же ученик был в классе, но чего-то недопонял, он сможет самостоятельно проработать материал дома, зайдя в библиотеку через личный кабинет электронного дневника. И родителям, и детям Нынешним ученикам больше не придется виновато опускать глаза и сообщать учителям, что дневник был благополучно забыт дома. Ведь теперь в каждой московской школе ученики и учителя пользуются электронными дневником и журналом. Библиотека электронных материалов связана с электронным дневником, что очень удобно. Например, на занятии по биологии изучалось зарождение жизни на планете. Придя домой, школьник сможет найти в дневнике ссылки на соответствующий материал в библиотеке. Чтобы подготовить домашнее задание или повторить что-то, надо просто перейти по ссылке из дневника. То же самое могут сделать родители, чтобы посмотреть, что изучал их ребенок в школе. Кроме того, не обязательно записывать задание на дом: оно отображается в электронном дневнике. А еще в нем можно найти статистику успеваемости школьника. Там же есть расписание уроков, все оценки и комментарии к ним. Здесь же можно оставить сообщение учителю, классному руководителю или представителю администрации школы. Родитель через электронный дневник может отправить уведомление учителю о том, что ребенка не будет в школе, а также общаться с учителями и родителями одноклассников своего сына или дочери. Меньше бумажной работы В электронном журнале учитель видит свое расписание, рабочие программы, ранее выполненные домашние задания, а также оценки и отметки о посещаемости. В журнале можно одновременно использовать разные оценочные шкалы и формы контроля по каждому предмету. Система позволяет согласовывать проведение контрольных работ. Благодаря интеграции нового сервиса «Уведомление об отсутствии» с системой «Проход и питание» теперь можно автоматически предупреждать учителя о том, что ребенок не придет в школу. Доски, для которых не нужен мел Интерактивная панель — это большой сенсорный экран с диагональю 84 дюйма. Панели подключены к интернету. Учитель управляет ходом урока со своего устройства. Сам сценарий занятия он составляет для трех носителей: для демонстрации на интерактивной панели, для своего планшета или ноутбука и для устройств учеников. Запущенный сценарий отображается одновременно на трех устройствах — интерактивной панели, гаджете учителя и персональных устройствах учеников, причем на каждом из них, согласно идее авторов сценария, должен находиться свой контент. Планшеты вместо учебников Некоторые школы закупают часть планшетов для своих учеников, но в основном их приобретают сами родители. Подойдут гаджеты на любой операционной системе — Windows, Android или iOS, поэтому родители могут выбрать доступное устройство. Планшеты синхронизируются через интернет. Единый источник управления здесь — это планшет учителя. Это российская разработка. Связь также идет через электронные журнал и дневник. Все дети имеют привязку к классу. 3D-технологии в помощь Самоподготовка В Москве работает онлайн-сервис по самоподготовке для школьников «Мои достижения». Там можно прослушивать вопросы и начитывать ответы, загружать задания с помощью QR-кода, получать консультации специалистов. А еще для школьников разработали виртуальную лабораторию и 3D-тестирование. Зарегистрироваться в «Моих достижениях» можно через соцсети. После тестирования школьник получит информацию о своей работе, увидит, по каким темам есть пробелы, какие из них нужно подтянуть. Также в систему планируют подгрузить тренажер для глаз. Квест вместо лабораторной Разработали для школьников и виртуальную лабораторию с 3D-диагностикой, пройти которую можно будет в Центре независимой диагностики. «Мы разработали лабораторные по физике. Позже появятся работы по химии и биологии. Создание виртуальной лаборатории позволит превратить процесс выполнения заданий школьниками в увлекательный квест и оценивать их исследовательские навыки и умения», — объяснил заведующий лабораторией Московского центра качества образования Роман Юрковский. Виртуальные лягушки В школе № 627 запустили пилотный проект по использованию технологии виртуальной и дополненной реальности. Учебному заведению выделили более 30 комплектов оборудования для уроков физики и биологии. Для того чтобы завести двигатель внутреннего сгорания и наблюдать за его действием в разрезе, школьникам надевают шлем, и они попадают в мир виртуальной реальности. Технология дополненной реальности известна благодаря игре Pokémon Go. Ученики видят дополнительную информацию, когда наводят смартфон на плакат. Например, рассматривая модель лягушки, дети могут переключаться между наблюдениями за нервной, дыхательной и пищеварительной системами. Побывать в космосе, не выходя из класса На курсах повышения квалификации Московского института открытого образования педагогов учат работать с 3D-очками виртуальной реальности и создавать с их помощью учебные проекты. Благодаря этой технической новинке в школах покажут интерактивное видео по урокам истории, обществознания, физики, экологии, искусства и литературы. Сейчас в институте создают виртуальные экскурсии. Их снимают в режиме интерактивного видео с обзором 360 градусов. Педагоги получат дидактический материал к урокам истории, обществознания, физики, экологии, искусства, мировой художественной культуры, литературы и другим предметам. С их помощью учащиеся смогут, не покидая класса, увидеть объекты, которые раньше были недоступны для личного посещения. Среди мест, которые планируется отснять по новой технологии, — Космический центр имени М.В. Хруничева, Звездный городок, ТЭС «Лыково», Обнинская АЭС, полигоны твердых бытовых отходов, Бородинский военно-исторический музей-заповедник и другие. Школа инноваций Еще одно составляющее «Московской электронной школы» — проект «Школа новых технологий», совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы, созданный с целью поддержки инновационных преобразований в сфере столичного образования. Он включает серию конкурсов, образовательных активностей и мероприятий по технологической модернизации школ. Главная цель — превращение школы в современный центр инноваций. Сейчас в проекте 220 учебных заведений, которые проходят ежегодную аттестацию. Многие мероприятия проекта стали популярными среди учителей и самих школьников. Это, например, профессиональный педагогический марафон «УчИТель». На этом конкурсе выбирают самых прогрессивных педагогов мегаполиса. Есть также ИТ-марафон, конкурс проектов и прикладных исследований «Школа реальных дел» и соревнование по разработке мобильных приложений «Школа мобильных приложений».

Будущее уже здесь: современные технологии на службе столичного образования
© Mos.ru