Монмартр в главной роли
Выставка «Монмартр. Киносъемочная площадка» Выставка кино «Монмартр. Киносъемочная площадка» — так называется выставка, открывшаяся в Париже, в Музее Монмартра. На ней побывал Андрей Плахов. Если связи Монмартра с артистической богемой, с живописцами, музыкантами и миром кабаре давно стали легендарными, гораздо менее на слуху роль этого района Парижа в исторических успехах французской киноиндустрии и киноискусства. Между тем эту роль трудно переоценить, о чем убедительно свидетельствуют документы, представленные на выставке: фрагменты фильмов, эскизы декораций, киноплакаты. Именно на Монмартре, в доме на улице Франкер, чуть не с рождения кинематографа располагались студии крупнейшей кинокомпании «Пате», а сейчас в этом же здании работает известная французская киношкола «Ла Фемис». Здесь находились самые модные ранние кинотеатры, такие как «Зал Ипподром», а в 1930-м был построен величественный «Дворец Гомон» в стиле ар-деко (разрушен в 1972-м). Для кинопоказов использовался зал культового кабаре «Мулен Руж», а на бульваре Клиши вовсю крутили эротические фильмы — эти очаги порока погасли последними в период большого кризиса кинопроката, а потом и порноиндустрии в 1980–1990-е годы. Всего между 1946-м и 1993-м в районе Монмартра функционировало около 50 кинотеатров, из них остался только один — артхаусный Studio 28. Он впечатан в историю кино тем, что в 1930 году на показе фильма Луиса Бунюэля «Золотой век» был разгромлен ультраправыми активистами Патриотической лиги, избивавшими зрителей с криками «Смерть евреям» (вскоре, после услужливой статьи в «Фигаро», фильм был запрещен во Франции). В наши дни ничего не запрещают, но почти все кинотеатры с традициями приказали долго жить, а для жителей микрорайона открылся двенадцатизальный банальный мультиплекс. Выставка знакомит с базовыми фильмами, ключевой темой и съемочной площадкой для которых стал Монмартр. Самый знаменитый из классической эпохи — «Французский канкан» Жана Ренуара (1955), где Жан Габен играет импресарио, влюбленного в прачку с Монмартра, которую хочет превратить в звезду и строит для нее кабаре «Мулен Руж». Год спустя появился авантюрный фильм «Боб-прожигатель» Жан-Пьера Мельвиля. Это в нем прозвучала сакраментально-ироническая фраза: «Монмартр — это мир между раем и адом». Под «раем» понималась венчающая холм церковь Сакре-Кер, под «адом» — Пигаль, зона публичных домов и прочего разврата. Монмартр был излюбленным местом действия картин с участием популярнейших французских актеров — Мишеля Симона («Господин Такси» Андре Юнебеля, 1952) и Фернанделя («Человек в непромокаемом плаще», режиссер Жюльен Дювивье, 1956). На Монмартре частично снимался и классический голливудский мюзикл «Американец в Париже» Винсента Миннелли (1951), и «Полночь в Париже» Вуди Аллена (2010, съемки проходили непосредственно в Музее Монмартра). С Монмартром тесно связан классик французского кино Марсель Карне, чьи фильмы 1930–1940-х годов вошли в историю кино как шедевры «поэтического реализма», отмеченные печатью рока и мировых войн. Карне, проживший на Монмартре два десятилетия (рядом жили Жан Кокто и Эдит Пиаф), имел особые отношения с этим уголком Парижа. Здесь на студии или на окрестных улицах снимались «Дети райка», «Врата ночи», «Жюльетта, или Ключ к сновидениям». Отдельная глава романа «Кинематографический Монмартр» связана с Франсуа Трюффо, который тут родился и здесь же похоронен (на большом кладбище Монмартра). В этом районе происходит действие первой знаменитой картины режиссера «400 ударов», здесь же разыгрываются все ключевые события жизни Антуана Дуанеля, героя — альтер эго Трюффо. А сюжет не менее знаменитого «Последнего метро» разворачивается в годы гитлеровской оккупации на сцене Театра на Монмартре (хотя все снималось на студии и на бывшей шоколадной фабрике под Парижем). Если не считать Трюффо, большинство режиссеров французской «новой волны», и прежде всего Годар, предпочитали левый берег Сены. В постмодернистскую эпоху, однако, правобережный Монмартр опять становится популярной кинематографической локацией. На пляс Пигаль снимают пикантные фильмы о транссексуалах и драгдилерах («Пигаль» Карима Дриди, 1994). Жан-Пьер Жене в «Амели» (2001) возвращает Монмартру ностальгический полусказочный облик. Австралиец Баз Лурман в том же 2001-м снимает «Мулен Руж» с голливудскими звездами в студиях Сиднея и Мадрида с совсем коротким заездом на исторический Монмартр. Который к этому времени настолько стал мифом, что уже не отличишь, когда сам этот район играет роль съемочной площадки или, напротив, студийная площадка реконструирует его мифологию.