Войти в почту

Культура важнее денег: когда директор театра сам покупает себе билет

Орхан Бахадырсой, Sputnik Азербайджан На днях я вернулся из Германии, куда меня пригласили на театральный фестиваль Next Stage Europe 3. В рамках фестиваля мы побывали в трех немецких городах — Потсдаме, Берлине и Франкфурте-на-Одере. За шесть дней, проведенных в этой стране, я постарался познакомиться не только с ее культурой, историей, литературой и искусством, но и социальной и общественной жизнью немцев. А главное, я повсюду искал ответ на вопрос: действительно ли Германия, как это у нас часто говорят, разваливается? Я был удивлен в первый же день пребывания в стране — когда мы должны были отправиться на поезде из Берлина в Потсдам. Как выяснилось, для проезда в поезде не требуется карточки или жетона. Я было подумал, что транспорт вообще у немцев бесплатный, но тут заметил на платформе небольшой аппарат для выдачи билетов. Только я собрался подойти и купить себе билет, как представитель Института Гете, встретивший нас в аэропорту, протянул мне билет на 37 евро и сказал, что здесь можно оплатить проезд за неделю, а все наши расходы оплачивает институт. Я подошел к поезду, при этом все время держал билет в руках — может надо будет показать его какому-то контролеру или приставить к прибору, но поняв, что вновь ошибался, опустил билет в карман. К слову сказать, этот непорочный билет до сих пор там и лежит. В течение шести дней я ездил в Берлине, Потсдаме и Франкфурте на автобусах, метро и трамвае, и никто ни разу не спросил у меня про билет. И тогда я наконец понял – важнее культура, и только за ней следует экономика. Никто не станет каким бы то ни было способом заставлять вас платить, вы делаете это, исходя из вашей собственной культуры. Но это было только начало. С первого же дня бросалось в глаза отсутствие полицейских на дорогах. Складывалось впечатление, что их в стране вообще нет. А еще я обратил внимание на то, как в Германии соблюдают правила дорожного движения. Представьте, что даже если на дороге нет ни одного автомобиля, пешеходы все равно следуют указаниям светофора. А если по дороге с включенным мигающим сигналом идут машины пожарных, полиции или скорой помощи, все остальные автомобили отъезжают к обочине, уступая им путь. Что касается тротуаров, то на них расчерчены три полосы — для родителей с детьми, велосипедистов и остальных пешеходов. Кстати, о велосипедистах. Я часто задавался вопросом – почему эти немцы такие высокие? Во время своего путешествия я нашел ответ и на этот вопрос. В Германии велосипедов больше, чем автомобилей. Все от мала до велика предпочитают передвигаться именно на велосипедах – это и дешево, и полезно для здоровья. Ну и как тут не вспомнить, что катание на велосипеде – один из действенных способов увеличить рост. Два дня подряд нас водили по музеям: начиная с девяти утра мы ходили в музеи живописи и скульптуры, театра и литературы. Представьте, что с девяти утра перед музеем собиралась очередь, и при этом не все в ней были туристами. Сами немцы водят туда своих детей — школьников и студентов. И наконец, театр! Мы посмотрели в театре имени Максима Горького в Берлине два спектакля – Small Town Boy Фалька Рихтера и "Русский – это тот, кто любит березы" Ольги Грязновой. На обоих показах зал был переполнен. Мне могут возразить, что и наши театры собирают аншлаги. Да, так и есть. Но зал бывает переполнен на первом, втором и третьем показе. Но на спектаклях, которые включаются в репертуар четвертый или пятый год подряд, полного зала уже не увидишь. Но немцы театр любят, берегут его, заботятся о нем, дабы учиться у него, становиться мудрее, очищать свой дух и сознание. А все потому, что они прекрасно осознают, что такое искусство и в особенности театр! Не могу не вспомнить еще один случай. В Потсдаме, в театре Ганса Отто начинался спектакль по произведению Нейла Симона Ein seltsames Paar. Директор театра – он же один из организаторов фестиваля Next Stage Europe 3 Кристофер Ганф – для того чтобы проводить нас в зал, подошел к кассе и купил себе билет. Поначалу я подумал, что директор просто покупает билеты для гостей. Но когда я увидел, как он с билетом в руках подходит вместе с нами к входу, показывает свой билет контролеру, вежливо улыбается и благодарит за то, что его пропустили внутрь… Как вам описать, что я почувствовал в тот момент? А что бы вы почувствовали, если бы были на моем месте? Конечно же, это еще не все. Я расскажу вам о министрах и депутатах, которые ездят на велосипедах – без личных водителей и без охраны. Расскажу о том, как на сцене театра поставили фотографию президента Германии и критиковали его. Расскажу о безграничной свободе народа, который проиграл в самой масштабной в истории войне. В следующем материале…

Культура важнее денег: когда директор театра сам покупает себе билет
© Sputnik Азербайджан