Фрунзик любил сыр, а из гастролей всегда приезжал с игрушками
Гоар Саргсян, Sputnik. Sputnik Армения представляет таланты Фрунзика в совершенно ином ракурсе, используя малоизвестные факты его биографии. Немногие знают, что наш коллега, режиссер-документалист Ашот Геворкян снимался в фильме «Танго нашего детства». Он играл там Альберта Мкртчяна. В беседе с нами он сказал, что у гениального актера были способности психолога. "В первую ночь сьемок мы с ним беседовали. Сейчас уже не помню, что конкретно он говорил, но это стало для меня судьбоносным. На следующее утро снимали сцены, когда Мгера Мушеговича уводят в тюрьму, мы с друзьями курим, и наши взгляды встречаются. Это была сложная массовая сцена, но она удалась со второго дубля. Все воскликнули: "Какой одаренный юноша!" Я вернулся в гостиницу, прилег и понял, какое чудо совершил этот человек. Во время ночной беседы он подготовил меня к этой сцене, а я даже не почувствовал этого", — рассказал Ашот Геворкян. Он был грустным человеком, трагичным и мудрым. Такого мнения придерживается наш собеседник, вспоминая о Мкртчяне. После съемок Ашот Геворгян и Мгер Мкртчян подружились, делили трапезу. Геворкян рассказал о том, какие привычки были у гениального актера, что он любил и чего не любил. "Очень любил ниточный сыр (сыр, который можно легко разделить на тонкие полоски). Будучи человеком, пережившим военные годы, он хорошо знал цену хлебу. Если ломоть падал на пол, он поднимал и говорил, что хлеб надо уважать, чтобы и он нас уважал. С этого куска черного хлеба и сыра начинались философские разговоры, разговоры об искусстве… Он был очень интересным собеседником, мастером рассказывать всевозможные истории", — вспоминает Ашот Геворкян. Фрунзик запомнился Геворкяну как монументальный, общечеловеческий персонаж. "Он будто был дежурным нашей планеты: смотрел сверху, что происходит. А его юмор заставлял задуматься. В нем было много детства. Это выражалось в его манере объяснять, он объяснял так просто, что все понимали. Я уже не говорю о честности и искренности. И что самое главное — он смотрел на мир с детской наивностью", — рассказал наш собеседник. Большой и в то же время маленький ребенок — так характеризует Мгера Мкртчяна его племянник Эдгар Бадалян. "Когда он возвращался с гастролей, обязательно привозил с собой какую-нибудь игрушку. Однажды он привез из-за рубежа игрушечного голубя, который мог летать. Мы вместе выпускали этого голубя из окна, тот делал круг и возвращался», — с улыбкой вспоминает Бадалян. Каждый год в день рождения Мгера Мкртчяна он приходит в пантеон имени Комитаса, возжигает ладан, возлагает цветы к могиле артиста. Во время беседы с нами он поведал еще одну тайну — всякий раз он говорит с Фрунзиком. Эдгар уверен, что тот сверху следит за каждым его шагом. Мгер Мкртчян вошел в сердце каждого из нас. Его слава вышла далеко за пределы Армении. Те, кто знали Фрунзика или смотрели его фильмы, влюблялись в него самозабвенно. Никто не предполагал, что Мгер Мкртчян станет известным актером. В детстве он стеснялся своего большого носа. Но через какое-то время стал относиться к нему с юмором. Как-то он сказал: "Меня больше волновал вопрос не о том, почему у меня такой большой нос, а почему у других носы такие маленькие". Свой актерский путь Фрунзе начал с посещения театрального кружка втайне от родителей. Отец не мог смириться с мыслью, что его сын может стать актером. Но стоило ему только раз увидеть его игру, как он сказал коротко и ясно: "Ты очень хорошо сыграл, убедительно". В театральном институте будущего актера приняли с распростертыми объятиями. И несмотря на блестящий творческий путь, Фрунзика называли самым грустным комедийным актером. О таланте Мгера Мкртчяна рассказывает документальный фильм режиссера Айка Ордяна "Жизнь в киноленте".