Ещё

Горан Брегович выступил на фестивале искусств в Лионе 

Фото: ТАСС

ЛИОН, 7 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Горан Брегович выступил в четверг с большим концертом на летнем фестивале искусств «Ночи Фурвьер», который проходит во французском Лионе. Выступление Бреговича и его оркестра проходило на сцене античного театра при полном аншлаге и завершилось продолжительной овацией. В беседе с корреспондентом ТАСС Брегович рассказал о замысле концерта и признал, что, по его ощущению, «без России мир был бы не таким интересным».

"Три письма из Сараево"

Брегович с ансамблем «Оркестр свадеб и похорон» представил концерт для скрипки «Три письма из Сараево». Сопровождал их выступление Национальный оркестр Лиона в составе 65 музыкантов. Солировали на скрипке по очереди представители трех стран и трех разных музыкальных культур: Гершон Лейзерсон из Израиля, Зиед Зуари из Туниса и Мирьяна Нескович из Сербии.

"Три скрипки — это и есть «три письма из Сараево». Очень важно было, чтобы участвовали музыканты разных религий и культур", — отметил Брегович.

По его словам, изначально эта музыка писалась по заказу Базилики Сен-Дени в пригороде Парижа — знаменитой усыпальницы французских королей. «Я попытался представить, что бы сочинили жители Сараево, если бы все они были композиторами. Наверное, они бы написали что-то похожее, ведь с опытом той ужасной войны у нас у всех в чувствах поселилась мысль о том, что нужно учиться уживаться вместе со всеми нашими религиями», — рассказал композитор.

Учиться жить вместе

Еще одним источником вдохновения для Бреговича, по его словам, послужила история, которую он «вычитал в интернете»: западный тележурналист делал репортаж о еврее из Иерусалима, который вот уже 60 лет дважды в день ходит молиться к Стене Плача. Когда он закончил молитву, репортер спросил у него, о чем тот все эти годы разговаривает с Богом и получен ли хоть какой-нибудь ответ. «Я говорю, что пора покончить с войнами, с этой войной между евреями и мусульманами, чтобы наши дети жили лучше. Есть ощущение, что я говорю со стеной», — ответил молящийся.

"Если в этой истории и есть мораль, то, на мой взгляд, это вывод о том, что Бог, создавая мир, не предусмотрел в своем графике возможности научить нас мирно жить вместе. И научиться этому — уживаться со всеми различиями — нам теперь нужно своими силами, самостоятельно", — уверен Брегович.

Работая над этим концертом, композитор «отталкивался от двух метафор». «Первая — это сам город Сараево, откуда я родом. Это не просто город, но метафора того, как можно долго и спокойно жить вместе, а потом в один прекрасный день начать стрелять друг в друга только потому, что люди исповедуют разные религии», — поведал он.

Вторая же точка отсчета — это скрипка «как инструмент, который может обыграть эту метафору в музыкальном смысле». «Музыка подается в трех довольно разных манерах: классической, как играют христиане, в стиле клезмер, как играют евреи, и в восточном ключе, как играют мусульмане на Востоке. Я сделал этот концерт для скрипки как три письма», — резюмировал Брегович.

О фестивале

Фестиваль «Ночи Фурвьер» проходит каждое лето в Лионе с 1945 года. В этом году он проводится с 1 июня по 5 августа. По замыслу организаторов, фестиваль объединяет в одном месте сразу множество направлений творчества — музыку, театральное искусство, хореографию, кинематограф, цирк. В числе участников — мировые звезды первой величины, которые дают на фестивале только одно представление.

Площадкой для его проведения служит античный галло-римский театр на холме Фурвьер, который возвышается над городом. Малая сцена фестиваля — античный же одеон, расположенный по соседству.

Театр был заложен еще в I в. н.э. во времена Октавиана Августа и в годы расцвета римского Лугдунума — столицы Лугдунской Галлии и главным центром власти Рима в регионе — он мог вмещать до 10 тыс. зрителей. После падения Римской империи театральный комплекс был заброшен, а руины его удалось вернуть к жизни лишь после масштабных раскопок в XIX веке. В современном виде театр вмещает до 4 тыс. посетителей.

По давней традиции «Ночей Фурьвер» всем гостям бесплатно раздают подушки, чтобы удобнее устроиться на каменных трибунах античной арены. Эти же сидения благодарные зрители в конце особенно удачных концертов бросают с трибун вниз, приветствуя тем самым артистов.

На этот раз Горан Брегович и Национальный симфонический оркестра Лиона удостоились продолжительной овации. В заключение концерта зрители пять раз поднимались со своих мест, приветствуя музыкантов бурными аплодисментами. Под конец подушки-сидения начали долетать и до сцены — прощающиеся артисты порой едва успевали уворачиваться, кланяясь благодарной публике.

Творческие планы

За два дня до выступления в Лионе Брегович завершил запись своего нового альбома — первого с 2013 года. Пластинка получит такое же название, как и концерт, однако речь идет о разных работах, подчеркнул он.

"Дата выхода альбома — 6 октября. Диск будет немного отличаться. Из концерта на нем будет три отрывка в виде композиций для скрипки, а также общая песня, которую я написал для евреев, христиан и мусульман", — рассказал автор.

При этом Брегович признал, что не уверен в возможности исполнить «Три письма из Сараево» в Москве на концерте, который у него запланирован в российской столице 13 ноября. «Еще посмотрю, буду играть новую программу или нет. Пока не уверен, что будет подходящий момент, поскольку диск выходит только в октябре. Кроме того, мне хотелось бы сыграть это вместе с большим российским симфоническим оркестром — это очень важно, это серьезная вещь», — заметил он.

В России как дома

Говоря о своих ощущениях от общения с российской публикой, Брегович указал на особую связь, которую он всегда ощущал с Россией. «Не могу сказать, есть ли большая разница между людьми в России и Европе, но мы всегда считали и считаем себя младшими братьями русских. В России ничего не знают о нас, а мы все знаем о русских — всех ваших героев, писателей, художников, все это мы знаем, поскольку проходили в школе», — с улыбкой заметил он.

Одновременно музыкант признал, что между народами России и Балкан прослеживается и незримая связь на музыкальном уровне. «Если речь идет о музыке, то русские немного как мы: если это просто музыка, этого недостаточно, нужно, чтобы внутри было немножко безумия — только тогда будешь доволен. И я лично в России чувствую себя очень комфортно — все равно, что играю у себя дома», — сказал Брегович.

Помимо этого, вспоминал также музыкант, страны бывшего СССР и бывшей Югославии очевидно связывает и общее историческое прошлое в период строительства социализма. «Я в этом немного профессионал, так как изучал философию, а во времена коммунизма, изучая философию, ты потом становился преподавателем марксизма. Я, правда, избежал этой участи, потому что на последнем курсе института стал рок-звездой, так и не став учителем марксизма, но все же, мне кажется, и в истории моей страны, и в истории вашей страны это один из лучших периодов», — поделился он.

И пусть коммунистический путь «был обречен на провал», Россия занимала и продолжает занимать совершенно особенное место в мире, убежден Брегович. «Мы-то что, маленькие страны, а вот Россия — это серьезная штука. Мне посчастливилось выступать в Сибири — это нечто особое. Все— таки приятно видеть, что есть страна, которая может сопротивляться, которая может дать миру что-то другое», — считает он.

Наличие подобной альтернативы, уверен композитор, особенно важно в современном мире, который оказался пресыщен потребительскими благами. «Пусть сейчас хорошо, как никогда, пусть процветание наступило небывалое, все равно чего-то не хватает. И это недостающее можно найти в России. Сложно объяснить, что это — может быть потому, что я сам из Югославии, которая всегда смотрела на Россию, как на старшего брата, — но мне очень нравится, что Россия существует — этот мир не был бы столь интересным без России», — заключил Брегович.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео