Театр музыкальной комедии меняет имя
— Леонид Михайлович, почему вдруг на финише 58-го театрального сезона возникла такая идея? — Вовсе не вдруг. Скажу больше, мы не являемся здесь первооткрывателями. Немало российских театров музыкальной комедии, ну, к примеру, в Омске, Ростове, Кемерове, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, за последние пару десятилетий переименовались в театры музыкальные. — Для чего? — Чтобы не ограничивать себя жанровыми рамками. Отсутствие в большинстве этих городов оперных театров давало надежду увидеть на сцене театра, получившего статус музыкального, оперные и балетные спектакли. И с разной степенью оригинальности и новизны здесь вскоре появились «Пиковые дамы», «Онегины», «Иоланты» и другие оперные названия. Конечно, в силу ограниченности труппы и скудости творческих сил никто не рисковал замахнуться, допустим, на «Хованщину». Но комические оперы Оффенбаха или балет «Чиполлино» стали частыми гостями в их афише. В Новосибирске, городе, имеющем академический оперный театр, никогда не существовало лакуны оперных и балетных постановок. Поэтому наш театр, конечно, тоже ставя комические оперы и малоформатные балеты, никогда не делал из этого самоцель. Нам долгие годы хватало собственного репертуара. Однако появились новые вызовы времени, и делом чести было на них достойно ответить. Скажу так: одного праздничного, комедийного, опереточного настроения новому молодому зрителю стало в театре не хватать. Хотелось более актуальных тем и большего разнообразия музыкальных жанров. В моду вошли мюзиклы — спектакли, как правило, с хорошей драматургией и зачастую с отсутствием хеппи-энда. Мюзиклы могут с равным успехом дарить зрителю как веселое, праздничное настроение, так и серьезные переживания или раздумья. Для нас проблемы стали возникать тогда, когда зритель, ориентируясь на слово «комедия» в названии театра и не вдаваясь в обозначение жанра конкретного спектакля, попросту оказывался обманутым в своих ожиданиях. Допустим, как бы ни был хорош спектакль «Гадюка» и сколько бы «Золотых масок» он ни имел, зритель чувствовал, что он явно попал не туда, куда ожидал. Комедией здесь и не пахло. Как и в трагической истории пяти погибших девушек-зенитчиц из спектакля «А зори здесь тихие...» или в драматической истории нэпмановской России в булгаковской «Зойкиной квартире», а также в других постановках совсем не радостного мироощущения, занявших свое место в репертуаре и полюбившихся новосибирцам. А сколько слез по поводу неразделенной любви пролилось в «Тристане и Изольде», «Дубровском», «Сирано», «Безымянной звезде»! Мы уже давно и по существу перестали быть музыкальной комедией, совершенно определенно став музыкальным театром. Так что этот факт осталось только формально подтвердить. — А так ли это важно, ведь ваши спектакли новых жанров и форм востребованы и любимы публикой? — Нам важно не дезориентировать зрителей. Когда мы приглашаем их на тот или иной спектакль, они должны понимать, что идут на конкретный жанр, например на музыкальную драму «А зори здесь тихие...» или на трагифарс «Зойкина квартира», а не просто на комедию, где их будут исключительно развлекать. Потому что, даже если спектакль понравился, некоторые обманутые ожидания оставляют в душе осадок. — То есть в новом сезоне театр будет официально называться Новосибирским музыкальным театром? — Если успеем завершить все официальные этапы оформления. — А зрительский «мозговой штурм», я имею в виду конкурс на новое название, вам каким-то образом помог в переименовании? — Да, мы благодарны участникам, их творческая фантазия фонтанировала, но чего-то однозначно запоминающегося, точного и яркого предложено не было. Такое попадание в яблочко — везение. Взять «Геликон-оперу». Слово «геликон» — лишь название музыкального инструмента, а получилось звучно и презентабельно. Нам предлагали, и мы сами останавливались на названии «Альгамбра» — кто не знает, был такой знаменитый парк культуры и развлечений в Новониколаевске, — но не всем оно известно, да и труднопроизносимо. — По традиции театральный сезон вы завершаете премьерой… — Да, и это очень смешной мюзикл «Фанфан-Тюльпан». Помните, французский приключенческий фильм начала 50-х с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой в главных ролях? Так вот, мы решили обратиться к этой истории и порадовать наших зрительниц, показав настоящего романтического героя, мечта о котором, я уверен, живет в женском сердце во все времена. А поскольку большинство театральных зрителей именно женщины, мы решили им угодить, осуществив их мечту на сцене, где настоящие, брутальные, динамичные мужчины совершают подвиги, ухаживают за женщинами, признаются в любви и красиво за них умирают. Автор музыки — московский композитор Андрей Семёнов, режиссер — Сусанна Цирюк. Поставленный ею на нашей сцене мюзикл «В джазе только девушки» идет уже более десяти лет и удостоен двух «Золотых масок» — как лучший спектакль в жанре мюзикла и в номинации «Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле» — Выскрибенцев. На этот раз у нас на главную роль Фанфана Александр назначены три исполнителя — Александр Крюков, Никита Воробьёв и краснофакельский артист Антон Войналович. — Я интересовалась, билетов на премьеру 23 и 24 июня уже нет, так что встреча с этими рыцарями и другими героями премьерного спектакля — это уже зрительские радости будущего сезона. Кстати, что нас еще ждет интересного в предъюбилейном 59-м театральном сезоне? — Не раскрывая всех планов, скажу только, что в новом сезоне мы намерены обратиться к «Средству Макропулоса» Карела Чапека в музыкальной версии питерского композитора Владимира Баскина. Его мюзиклы «Сирано де Бержерак», «Одиссея капитана Блада», «Алиса в Стране чудес» очень тепло принимают как взрослые, так и маленькие новосибирцы. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №27 от 5 июля 2017 года