На восток за восторгом

«Рильке и Россия» в Немецком литературном архиве Выставка литература Отношениям Райнера Марии Рильке и России посвящена большая выставка в Германии. Русский след в биографии великого поэта изучал Алексей Мокроусов. Впервые Рильке (1875–1926) приехал в Россию в 1899-м, год спустя — во второй. Его гидом стала писательница Лу Андреас-Саломе (1861–1937), не просто уроженка Петербурга, но еще и красавица, харизматичка и просто роковая женщина. В ее жизни к тому времени случилась дружба с безответно влюбленным Ницше (тот напрасно мечтал о женитьбе) и сексуально раскрепощенным литератором Франком Ведекиндом (этому повезло больше), впереди ее ждал совместный научный экстаз с Фрейдом. Ее переписка с Рильке, важная для обоих, продолжалась до смерти поэта. Андреас-Саломе и пристрастила его к русскому языку и культуре — Рильке переводил и сам писал стихи на русском, пусть и при помощи кого-то из близких. Большая выставка «Рильке и Россия» в Немецком литературном архиве в Марбахе, организованная вместе с Гослитмузеем в Москве (тот зачем-то переименовали в Музей истории российской литературы имени В. И. Даля), рассказывает об отношениях главного немецкого лирика ХХ века и самой большой европейской страны. Хотя в оформлении использованы березки, а каждые четверть часа в залах раздается звон колоколов Ивана Великого, на современной во всех отношениях экспозиции дают планшеты с электронным гидом, а фоном звучат также и записи опусов Шостаковича и Десятникова на стихи поэта. 280 экспонатов отобрали из более чем 20 коллекций. Письма и рукописи, фотографии и привезенные из путешествий вещи напоминают, какую важную роль сыграла в жизни Рильке Россия. Он подружился с крестьянским поэтом Спиридоном Дрожжиным, увлекся православием и задумывался, не переселиться ли в Россию навсегда. Для «человека мира» это были искренние порывы, пусть их утопичность и казалась очевидной. Сам Рильке, судя по письмам друзьям, испытывал мистический восторг: «Я уже три недели в России, но кажется, будто три года, настолько мне здесь хорошо. Москва была первой целью, Пасха — первой радостью, Толстой — первым человеком, которого я посетил»; «Испытываешь необычное ощущение, находясь ежедневно среди этого народа, который полон смирения и набожности, и я глубоко радуюсь этому новому опыту». Среди участников проекта не только российские архивы и музеи от Ясной Поляны и Пушкинского дома до Музея Спиридона Дрожжина в Завидово и частных коллекций, но и западные собрания, прежде всего архив Лу Андреас-Саломе в Гёттингене и малодоступный архив Рильке, хранящийся у его наследников в Гернсбахе. Отсюда привезли, например, лейпцигский путеводитель Бедекера по России (1898) с пометами поэта, а из архива Андреас-Саломе — «Гёте-календарь» за май 1899 года с ее заметками, в том числе с упоминанием визита к Льву Толстому. О богатой на события жизни писательницы напоминает хрестоматийный «снимок с кнутом»: Саломе изображена в повозке, в которую впряжены Ницше и философ Пауль Реё. Благодаря сотрудничеству архивов удалось впервые показать всю переписку Рильке и Марины Цветаевой. Выставлен и вариант портрета Рильке, написанный Леонидом Пастернаком в 1928 году на фоне московского пейзажа и предоставленный родными поэта (карандашный набросок к нему хранится в Марбахе). Увы, организаторов не заинтересовала тема «Рильке и Дягилев» или — шире — «“Рильке и “Мир искусства”». Поэт мечтал печататься в петербургском журнале, предлагал услуги в качестве европейского корреспондента, но что-то не сложилось. Может, его известность была еще недостаточной с точки зрения Сергея Павловича? Но журналы ему высылали, причем бесплатно, а сам Рильке пытался организовать в Берлине выставки русского искусства и перевести книгу Александра Бенуа о русской живописи. Финал экспозиции отдан русско-немецким культурным связям после смерти Рильке, в том числе поездкам немецких писателей в Россию: здесь показывают, в частности, издание дневника путешествия по СССР Макса Фриша. Среди экспонатов и сто снимков знаменитой Барбары Клемм и ее ученика Мирко Крижановича. Сделанные в «местах Рильке» в 2015 году фотографии Крижановича (он посетил Поволжье и Украину) и более ранние снимки Клемм разделяют два десятилетия, а в некоторых случаях и 45 лет. И как по-разному выглядит эта страна! Даже снимая лишь посетителей Третьяковской галереи, Клемм удается сплавить в одном кадре социологию, психологию и политику. Осенью выставку покажут в Швейцарии. Ее поделят между Национальной библиотекой в Берне и музеем Штраухоф в Цюрихе. А в 2018-м настанет очередь Нового Манежа в Москве.