Юрий Норштейн и Александр Митта расскажут о творчестве Гарифа Басырова

Об искусстве Гарифа Басырова расскажут режиссер-мультипликатор, народный артист РФЮрий Норштейн; кинорежиссер, народный артист РФ Андрей Смирнов; кинорежиссер, сценарист Александр Митта; режиссер, мультипликатор, сценарист Андрей Хржановский. Басырова называют "тихим художником". "Одиночество и замкнутость" или "одиночество вдвоем", ирония, гротеск – нередкие определения его искусства. Басыров соглашался почти со всеми из них, добавляя, что "надеется, что в следующих сериях критики ничего этого не найдут". Уклоняясь от серьезных разговоров, через иронию он выходил к разговору о всеобщем: " Мне бы хотелось, чтобы в моих работах все происходило не только на окраинах Москвы, но еще и на этой планете. Мои персонажи, действительно, хотят прикоснуться к тайне. И усилия свои не оставляют даже в очереди за пивом. Ведь они никогда не попадут в Гималаи, поэтому слушают Космос здесь, среди чахлых кустов и клумб. Несмотря на иронию, я испытываю к своим героям любовь и уважение". Юрий Норштейн рассказывает: "Вспоминаю знакомство с работами Гарика: было ощущение, будто я возвратился в собственный двор. Это качество большого художественного произведения, будто все это уже произошло и произошло лично с тобой. Воздух, который я увидел у Басырова – это мой воздух, воздух моего двора. Это летящий в небе воздушный змей, те же самые мальчики в шароварах и кепке-шестиклинке". В ранних циклах "Пригород", "Наш район", – художник шел по пути отказа от излишней сюжетности, придавая абсолютно монументальный характер графической технике, всегда бывшей основой его работы. Со временем персонажи на бумаге приобрели плотность, которая стала достаточной для появления трехмерных объектов. В середине 1990-х гг. появилась серия антропоморфных и абстрактных скульптур, как всегда с большим значением названных автором "инкубусами". Александр Митта считает, что " Басыров был настоящим кинематографистом. Это можно понять только когда смотришь его циклы. Его работы, складываясь, создают драматическую форму. При том, что все это про нас, про нашу жизнь, у него была удивительная международная известность: он получил больше 40 престижных зарубежных наград и везде хотели видеть его работы. При этом он развивался независимо от своего успеха". Выставка Гарифа Басырова проходит в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина до 17 сентября 2017г. Проект включает работы из серии "Обитаемые пейзажи", а также серию офортов "Архаика" и скульптурные объекты "Инкубусы". Гариф Басыров родился в АЛЖИРе в 1944 году (не стоит путать Акмолинский лагерь жен изменников родины с африканским государством). Учился в художественной школе при Суриковском институте, позднее во ВГИКе. "Обитаемые пейзажи" – один из последних публичных проектов в пространстве Отдела личных коллекций, который скоро станет хранилищем Музея, вплоть до окончания реконструкции в 2019 году.

Юрий Норштейн и Александр Митта расскажут о творчестве Гарифа Басырова
© Ревизор.ru