Культурный шок. Что необычного показал Приангарью форум «Байкал-Тотем»?
Театральный спектакль прямо в Ангаре, «Пластилиновая ворона» в центре Иркутска и симфония Свиридова, разливающаяся над громадой Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, как точка в его индустриальной истории. Всё это подарил жителям Приангарья «Байкал-Тотем» - пожалуй, один из самых необычных культурных форумов во всей России. С 23 по 25 июня он прошёл в первый раз и сразу на двух площадках: в Иркутске и Байкальске. Международный культурный форум вырос из фестиваля «Культурная столица», который проходил в Иркутске с 2014 года и полюбился иркутянам и гостям города за то, что показывал такое искусство, какого в столице Приангарья раньше не видели. Это правило, как рассказал соавтор форума Анатолий Борозенко, организаторы решили распространить и на «Байкал-Тотем». Он, кстати, уже успел породниться с самым главным российским культурным форумом, который каждый год проходит в городе на Неве, где особенно сильно любят разные культурные эксперименты. Новая «книжная» традиция Форум открылся вместе с «Литературным кварталом», львиную долю которого отдали детской литературе. Причём малыши могли познакомиться не только с книгами, но и пообщаться с их авторами из Иркутска, Улан-Удэ, Курска, Москвы, в том числе с такими «легендами», как Тим Собакин, Андрей Усачёв, Григорий Гладков - автор «Пластилиновой вороны». Он первым делом познакомился с иркутскими поэтами, которые творят для детей. «Это меня очень вдохновило, - после признался Гладков. - Я уверен, что уеду с Байкала наполненным, и у меня родятся новые песни». На вопрос корреспондента «АиФ в ВС» о том, заметил ли легендарный поэт, что современные дети стали меньше читать, он ответил, что это и вправду так, но ситуацию можно исправить. «Конечно, все знают причину, почему дети реже берут в руки книгу, - Интернет, - сказал он. - Недавно я познакомился с Андреем Межулисом - актёром театра Моссовета, и он рассказал мне, как помогал сыну полюбить чтение: вместо гаджетов невзначай подсовывал ему интересные книжки, и стремление к информации заставляло их читать. Сейчас сын Андрея уже немного повзрослел, вовсю пользуется Интернетом, но до сих пор не выпускает книги из рук - привык». Во время открытия «Литературного квартала» губернатор Приангарья Сергей Левченко заявил, что одна из главных задач форума - сделать так, чтобы юные жители больше читали. «Мы зародили важную традицию внутри нашего форума - большую детскую книжную ярмарку, каких в России, практически не осталось. Но когда видишь, сколько хороших книг удалось собрать в одном месте, понимаешь, что для детей у нас пишут много», - отметил он. Наслаждаться искусством гости могли среди скульптур из природных материалов, «разбросанных» по всему скверу Кирова и объединённых общей концепцией «Парк-ленда». К примеру, из сухих веток черёмухи, малины, ивы и мха смастерили красавицу Ангару в длинном платье со шлейфом и с развевающимися волосами. Уроки для профи В программу мероприятия в этом году добавили деловую часть: круглые столы, мастер-классы, лаборатории и лекции для людей, которые профессионально занимаются искусством: киношников, актёров, режиссёров театров, библиотекарей. «Деловая программа получилась довольно обширная, мы постарались охватить все сферы культуры и искусства и пригласили лучших экспертов со всей страны. К примеру, для разговора о театральном деле приехал ректор Московского театрального института имени Щукина Евгений Князев», - рассказала министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич. Открылось деловое пространство с дискуссии о том, как может развиваться большая культура в регионах. Её организовали представители Санкт-Петербургского культурного форума и Минкульт России. «Мы хотели услышать людей, которые здесь живут и работают, о том, какие проблемы их волнуют, а также узнать, какие интересные идеи есть в разных регионах. Сейчас очень важно выявлять самые лучшие практики и тенденции и распространять их по всей стране», - пояснил руководитель проектного офиса Министерства культуры России Олег Иванов. Чувства наизнанку Когда организаторы обещали в очередной раз привезти в Иркутск то, чего здесь ещё не было, они явно имели в виду независимый инженерный театр из Санкт-Петербурга АХЕ, который, прямо сказать, поразил иркутян своим романтическим спектаклем «Мокрая свадьба». Замысловатые декорации для него построили на острове Юность прямо на берегу Ангары, а действие постановки то и дело перемещалось в саму реку. Актёры поливали друг друга водой из чайника, молоком из бутылок, вином из бокалов, ныряли в сколоченный прямо на сцене бассейн и стирали платья в наполненных водой и яблоками бочках. К финалу постановки всё в прямом смысле бурлило, горело и гудело. Ольга Стасюлевич назвала спектакль «культурным шоком в хорошем смысле слова». И правда: зрители уходили с Юности взбудораженные. «Если меня попросят рассказать сюжет, я не смогу, у меня получится выразить лишь свои чувства по поводу того, что увидела. Чувства, вывернутые наизнанку», - сказала после спектакля зрительница Елена. Как оказалось, в этом и есть «фишка» театра. «Мы не транслируем сюжеты, а просто хотим поджечь фитиль фантазии в мозгу нашего зрителя, чтобы он сам придумал, о чём та история, которую он видит», - пояснил директор театра Вадим Гололобов. Сибирская премьера «Сибирской сюиты» Кульминацию форума в последний третий день организаторы решили перенести в Байкальск - прямо на площадь у закрытого БЦБК, чтобы под торжественную классическую музыку в исполнении Губернаторского симфонического оркестра объявить великое озеро территорией творчества, а не промышленности. «В этом одна из миссий нашего форума - вернуть Байкалу его предназначение - духовное, а не экономическое, и мы сделали первый шаг к этому», - заявил соавтор форума Андрей Швайкин. Музыкальную точку в индустриальном прошлом Байкальска ставил не только оркестр, но и известный дуэт Two Siberians («Двое из Сибири». - Прим. ред.). Как сказали музыканты, они привезли на берег Байкала сибирскую премьеру своей «Сибирской сюиты», которую писали целый год. Скрипка и гитара слились в мелодиях под названиями «Сибирь», «Ёхор», «Шаманский камень». Эмоций песням добавлял видеоряд: например, во время «взрывной» композиции «Индустриализация» на экране показывали кадры стройки Братской и Иркутской ГЭС. «Это наш взгляд на Сибирь, на тайгу, на нашу Родину, мы оба отсюда родом, гитарист Юрий Матвеев даже какое-то время жил в Байкальске», - прокомментировали музыканты. «Любовь» из Аргентины Для тех, кто добрался до комбината, тоже решили приготовить то, чего раньше на побережье озера никогда не было: на площади выстроили огромный чёрный куб под названием «Бумажный дом» - символ индустриального прошлого города. На каждой грани уличный художник из Пензы Саша Плот изобразил стилизованных персонажей, а видеохудожники из Петербурга добавили разноцветных рыбок, которые плывут от одного человечка к другому так, будто бы персонажи общаются между собой. «Смысл композиции в том, что если один человек повернётся лицом к другому, то понимать собеседника станет гораздо проще», - объяснил Саша. Также на грани куба свои впечатления от Байкала в виде стилизованных капель воды добавил художник-абстракционист из Аргентины Хорхе. Он же раскрасил два фасада в самом Байкальске - теперь через дома проходит слово «Любовь», где каждая буква - особенной формы и цвета. Интересно, что пока художник рисовал, объединил вокруг себя всех детей местного двора, которые хоть и не понимали парня (он не говорит по-русски), но пытались ему всячески помочь - подавали краски, держали линейки и мыли кисти. «Мой псевдоним «Amor», что и означает «любовь», - рассказал Хорхе. - Я не стал рисовать на комбинате, для меня гораздо важнее было написать это слово в самом городе, где живут люди. Я начал путешествовать пять лет назад, но в России оказался впервые только сейчас, и мне здесь очень нравится. Мне кажется, есть что-то общее между моим творчеством и искусством стран бывшего СССР».