Екатерина Кузнецова. В ожидании чуда

Жены партнеров вечно ко мне ревнуют. Один даже признался: «Моя тебя ненавидит». Почему-то им кажется, что я коварная. —В девятнадцать я думала, что тридцать — серьезная дата, все в жизни уже должно быть разложено по полочкам. При этом хорошо помню мамино тридцатилетие на даче у друзей: она была в шортиках, маечке — совсем девочка. Да и сейчас, в свои пятьдесят два, мама очень привлекательна. Возможно потому, что родители — спортсмены? Но все-таки моложавость зависит скорее от внутреннего состояния души. Папа с мамой всегда были легки на подъем: выходные мы проводили на природе, на дачах у многочисленных друзей, где гости вместе с хозяевами пели, плясали, веселились. К восьми годам я с родителями объездила всю Европу, даже в Америке успела побывать. Своей подвижностью и любознательностью пошла в них. И хотя мама на каждый мой день рождения говорит «Повзрослей уже!» — думаю, торопиться не стоит. Я и выгляжу как подросток: предпочитаю джинсы, майки, кеды. Не нравятся мне девушки, которые в тридцать одеваются и ведут себя как матроны. Мои самые близкие подружки в этом смысле похожи на меня — тоже немного сумасшедшие. Они не имеют никакого отношения к кино, мы вместе еще со школы или университета. Когда переехала в Москву, стала неразлучна со своей рыжеволосой кумой Аней — такой же оторвой, как я. И хотя нам было уже года по двадцать три, во что только не ввязывались, даже по заборам приходилось лазить. Однажды, когда Рыжая пришла ко мне в гости, решили выскочить к метро за мороженым. По дороге нас остановила вопросом какая-то женщина: — Если бы вы могли изменить мир, что бы сделали? Обычно я прохожу мимо таких незнакомцев, а тут вдруг ответила: — Мечтаю, чтобы на земле не было войны! Она обрадовалась: — Вы нам подходите! Добро пожаловать в наш офис! Не понимая куда и зачем, мы из любопытства пошли за ней. В конторе посмотрели небольшой фильм о вреде алкоголя и наркотиков, ответили на двести (!) психологических вопросов, сдали тест на ай-кью, по-прежнему не понимая: к чему это все? Уж не в разведчицы ли тут готовят? Потом нас с Аней развели по разным комнатам и сообщили: «Все плохо — согласно результатам тестов вы на грани суицида. Но не отчаивайтесь! Для спасения достаточно приобрести у нас книгу за восемь тысяч девятьсот девяносто рублей!» Мы с серьезным видом пообещали сходить за деньгами, а сами по пути домой купили бутылочку и до утра хохотали над приключением. С Рыжей мы и танцевали на улицах, и утаскивали тележки из супермаркетов, чтобы кататься на них по Москве... В общем, мне есть что вспомнить! Сейчас у Ани двое детей, она с головой ушла в семью. А я хоть и стала чуть поспокойнее, по-прежнему люблю чудить, веселиться на полную катушку. Обожаю танцевать, особенно — на барной стойке! Мне важно порой отпускать себя, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию. Но все-таки постепенно взрослею. Потому что несмотря на свою открытость и доверчивость, за последние года три избавилась от многих знакомых, в основном коллег. Думала — у нас дружба, а они просто пользовались моим именем, безотказностью, желанием помочь. Я постоянно сталкивалась с завистью, нечестной конкуренцией, потребительским или собственническим отношением, когда пытались ограничить мою свободу общения. Мне трудно давались расставания, и я долго держалась за людей, которых считала друзьями, а они отнимали и отнимали энергию. Но потом заметила, какое наступает облегчение, если разрушительная связь прекращается. Теперь легко вычеркиваю из своей жизни причинивших мне боль. Раньше не понимала, как можно одной пойти в театр или кино, даже стыдно было, а сейчас делаю это с удовольствием: чтобы наслаждаться искусством, компания необязательна. К тридцати годам наконец обрела самодостаточность. Нет, я не утверждаю, что дружба в киносреде невозможна. Например с Марьяной Спивак, работая на проекте «Напарницы», мы сошлись за какие-то полгода. Причем настолько близко, что она стала хранительницей моих самых важных секретов. А прошлым летом, незадолго до моего дня рождения, я случайно познакомилась с Евгенией Лозой. Про нее много рассказывала общая подружка Аня Арефьева, питерская актриса, и добавляла: «Кать, вы так похожи!» День своего двадцатидевятилетия я почти полностью провела на съемках, принимая поздравления по телефону. Вдруг звонит Аня: — Хочу вручить тебе подарок. Говорю: — Езжай ко мне домой. Там мама с папой приехали, накормят тебя борщом, всякой вкуснятиной. Потом и я подтянусь — отпразднуем! Подвозила ее Женя, и девчонки зашли вдвоем. Часа через два вернулась я, и мы отлично провели время. А с Лозой так подружились, что вскоре отправились вместе в путешествие. Я собиралась в Таиланд с близкой подругой Катей и обмолвилась об этом Жене. Она вздохнула: — Везет... Не была на море четыре года. — Да ты что?! Давай сюда паспорт! И полетели втроем. Все вышло спонтанно, но это оказался самый классный мой отпуск: никаких разговоров о профессии, никакой актерской конкуренции — собрались вместе самодостаточные, веселые девчонки и отрывались по полной. — Подружки — это хорошо, но и о любви забывать нельзя. Какой мужчина видится вам рядом, учитывая опыт прошлых отношений? — Родители хотят, чтобы я встречалась с человеком взрослым, солидным, таким, кто гасил бы немного мой ураганный нрав. И за мной не раз пытались ухаживать степенные, правильные ребята, у которых жизнь расписана по строго выверенному сценарию: университет, работа, потом семья, дети... Но мне такое планирование совершенно непонятно: во-первых, знать наперед нельзя ничего, кроме погоды. Да и синоптики часто ошибаются! А во-вторых, мне кажется, если разница у мужчины и женщины больше десяти лет — это не очень хорошо. Вижу, как подруги рядом со взрослыми спутниками начинают выглядеть старше. Возможно, кто-то считает, что идеальные отношения в браке — когда муж в чем-то заменяет жене отца. Но мне важнее партнерство. И парни нравятся, с которыми я на одной волне, с кем можно совершать безбашенные поступки: гулять ночь напролет, лазить по крышам... Правда, после развода с Евгением Прониным я очень осторожна и если соглашаюсь встретиться, в первую очередь пытаюсь понять, насколько мне с этим мужчиной комфортно и интересно. Бывало, в переписке общие темы находятся, а в реальности беседа не клеится... Для меня очень важно наличие чувства юмора, я всегда интуитивно понимаю, буду смеяться вместе с этим человеком или нет. Один весь вечер рассказывал про свою недвижимость и машины. Не выдержала: «Есть у тебя что-то еще за душой, кроме автомобилей и квартир?» Он иронии не уловил — тут же вспомнил о даче. Ну, думаю, пора тебе, Катя, отсюда бежать! На такие случаи у меня припасена отговорка: «Прости, но должна уйти, надо почитать сценарий и лечь пораньше, чтобы выспаться перед съемками». Но если мужчина в тридцать лет на полном серьезе заявляет, что не хочет ни семьи, ни детей, тоже странно. Хотя я как раз не из тех, кто при первом знакомстве мысленно примеряет фату. Как можно выпрашивать цветы, подарки, давить с предложением руки и сердца?! Подругам, которые себя так ведут, прямо говорю: «Со стороны ты выглядишь попрошайкой с Киевского вокзала и только отталкиваешь парня». Я очень эмоциональна, могу быстро увлечься, напридумывать невесть что, а потом вдруг понять — не мой человек. Знаю за собой этот грех и стараюсь начинать общение на дружеской ноте с ореолом легкого флирта. Недавно в моей жизни появился молодой человек. Такое чувство, что дышу с ним одним воздухом. Он на пять лет старше и очень мне нравится. Мы похожи, и нам интересно вместе, но наперед не загадываю. Когда-то казалось, что с людьми далекими от актерской профессии и разговаривать особо не о чем, а он буквально ошеломил меня своей эрудицией, прекрасно разбирается в музыке, кино, литературе... Наши беседы по телефону могут затянуться часов на пять. Это непривычно, очень приятно и волнительно. — С темой внуков мама с папой еще не наседают? — У меня родители очень современные, никогда не давили. А я к рождению детей подхожу ответственно: для этого нужен мужчина, в котором буду полностью уверена. Мечтаю влюбиться и сказать: «Хочу, чтобы у моего ребенка были глаза как у тебя». И не бояться при этом неадекватной ответной реакции. «Тест-драйв», между прочим, уже прошла на двух маленьких крестниках: знаю, как обращаться с коляской, справляться с детьми в поездках — недавно вот летала с одним из них в Сочи. Думаю, когда появятся собственные дети, буду с ними на одной волне, потому что такая же заводная. — А о покупке собственного дома или квартиры уже подумываете? — Я шопоголик и первые заработанные гонорары тратила на вещи. Потом стала откладывать деньги, хотелось свозить родителей на море. В покупке жилья пока не чувствую острой необходимости. Жаль людей, которые не вылезают из кредитов и не могут себя побаловать. А я слишком ценю свободу, возможность внезапно сорваться на концерт в Мюнхен или к морю на два дня... Впечатления для меня важнее материальных ценностей, может потому, что росла в благополучной, обеспеченной семье. При этом я не транжира, умею экономить. Из крупных покупок после первого большого проекта приобрела автомобиль. Правда, села за руль только через два года — прав не было. Несколько раз записывалась в автошколы, но бросала из-за очередных съемок. В результате теорию зубрила отдельно, водить учил бывший муж. А поскольку ездил Женя экстремально, его манеру переняла и я. Нет, я не подрезаю, не создаю аварийных ситуаций, просто так быстро думаю за рулем, что это обычно пугает пассажиров. С тех пор как переехала в Москву, я привыкла решать собственные проблемы сама. На съемочной площадке не постесняюсь отстаивать свои права, если что-то не устраивает. Стою однажды в кадре зимой в жутко холодном помещении в тонюсенькой кофточке, а съемочная группа стесняется указать режиссеру и продюсеру, что это недопустимо. Тогда как главная героиня фильма беру ситуацию в свои руки. Сначала тонко намекаю, потом жирно, дальше просто ору: «Актеры подписывают контракт, согласно которому должны приходить на съемку с выученным текстом, и я его знаю, но не могу произнести — лицо заледенело! А все потому, что вы в отличие от меня своих обязательств не выполняете! Почему на площадке не созданы условия для нормальной работы?!» Были и другие примеры. Если проблема сразу не решается, ухожу в вагончик. Но это, конечно, крайний случай. Обычно моему агенту удается разрулить ситуацию. — Сериал «Кухня» принес вам известность. После него стали более востребованы? — Безусловно, «Кухня» сделала свое дело, но сейчас меня начинают узнавать и по другим работам. Сначала стеснялась, не понимала, как себя вести. А потом подумала, что приношу радость, всего лишь согласившись вместе сфотографироваться. И спокойно на это иду. Люди часто говорят: «Ты такая легкая и непафосная!» Любимая роль на данный момент — в сериале «Анка с Молдаванки». Я работала с потрясающими партнерами — Антоном Шагиным, Стасом Бондаренко, Виталиком Салием. Очень понравился сценарий. Когда его прочла, тут же почувствовала: меня ждет лучшее лето в жизни! Так и случилось. После съемок мы гуляли по Одессе, шашлыки жарили, купались. К Шагину приезжали жена с детьми, семья Антона присоединялась к нашей тусовке. В Одессе меня поселили в типичной для этого города квартирке с выходящей во дворик верандой. Поначалу не придала значения тому, что на соседних стоят детские коляски. Съемки заканчивались поздно. Я возвращалась домой, жарила картошечку с грибами и уплетала ее на террасе под замечательные песни одессита Леонида Утесова. Но местные жители почему-то не разделяли моего восхищения талантом их великого земляка. То с одной, то с другой стороны доносилось: «Таки выключи свою шарманку!», «За вашим шумом я не слышу собственных мыслей!» Я, конечно, убавляла звук. Но соседям мешала не только музыка, но и мои задушевные беседы с гостями! Увы, немой я не была, и в один прекрасный день на пороге возникла хозяйка квартиры: «Праздник окончен — пакуйте вещички!» Организаторы съемок хотели отправить меня в пансионат, но я возмутилась: «Привыкла к отдельной жилплощади, без кухни не смогу». Тогда нашли еще одну квартиру — в новостройке на этаже, куда соседи справа и слева еще не заселились. Но я и там умудрилась начудить! После празднования своего дня рождения в ресторане пригласила подруг домой, где банкет с песнями и плясками продолжался всю ночь. Под утро явился сосед сверху и потребовал прекратить безобразие. Со спокойной совестью показала ему паспорт: — Имею право — мне сегодня двадцать девять исполнилось! Он смягчился: — Ну, разве что ради дня рождения. И даже выпил с нами! Всегда считала, насмотревшись фильмов, что одесситы живут весело и шумно, но оказалось — у них тоже есть суровые будни. Как же они возмущались, когда мы снимали в одной из старых квартир на Дерибасовской! Но в тот раз уже не из-за шума, а от обиды: «А шо вы именно эту квартиру снимаете? Тю... Заходите ко мне, у меня старинный граммофон! И люстра! И дореволюционный сервиз бабушки Симы. А здесь шо? Глянуть же не на что!» Когда съемки закончились, подумала: глупо бросать монетку в воду, надеясь в будущем сюда вернуться, и осталась еще на четыре дня. Перед отъездом забралась на крышу, откуда открывался потрясающий вид. Прилетели голуби, пошел дождь, и от нахлынувших чувств я расплакалась — как же здорово было в Одессе! В один из последних одесских дней случайно столкнулась на улице с Ростиславом Хаитом. Он пригласил на ужин в компании всего «Квартета И», познакомил с Нонной Гришаевой. До этого я успела поработать с «Квартетом И» на съемках фильма «Быстрее, чем кролики» и поразилась, насколько они разные по характеру, но так слаженно все придумывают, шутят, играют. Кстати, свою душевную и добрую героиню-проститутку в «Кроликах...» я срисовала с одесских девушек легкого поведения. Ребята потом хвалили: «Попала в точку». — Экстремальные ситуации на съемках случались? — Бывало... «Войну полов» снимали в Ботаническом саду города Батуми. Там есть бамбуковая роща. По сюжету моя героиня бежит по ней и падает в яму. И вот сижу в этой яме и вдруг в самый разгар сцены вижу в сантиметре от себя маленького скорпиона! А я жутко боюсь насекомых, еле сдержалась, чтобы не завизжать! Режиссер остановил камеру: «Что у Кати с лицом?» Благо съемочный день на этом закончился. На картине «Куба» меня контузило: пиротехник нарушил правила техники безопасности. На спину моего брата по роли, актера Вадима Сквирского, надели так называемую «посадку» — приспособление, создающее звуковую имитацию выстрела. По сюжету его убивают и я брата оплакиваю. Стояли мы совсем рядом, и едва грянул выстрел, кинулась Вадима обнимать. Да так увлеклась переживанием скорби, что не сразу заметила — у меня заложило уши. Потом онемели пальцы рук. А когда после съемок вернулась в гостиницу, началась рвота. Первая мысль была: «Я в положении! Что теперь делать?» За ночь вроде немного отпустило, а утром девочки на гриме объяснили: «Тебя же контузило! Почему никому не сказала?» А я и не знала! Другая опасность притаилась в заброшенном питерском здании. Снимаем сложную сцену: я рыдаю и виню героя Леши Макарова в смерти брата. Вдруг на нас сверху начинает сыпаться штукатурка, а следом — куски бетона! Леша среагировал мгновенно — кинулся, оттолкнул меня и вдобавок закрыл собой. Если б не он, я наверняка бы погибла! Слава богу, все обошлось... — А как вы относитесь к съемкам в эротических сценах? — Для меня даже в нижнем белье сниматься — большой стресс. Не раз видела, как операторы изничтожали в таких ситуациях актрис-красавиц, поэтому всегда требую раскадровку. В настоящих эротических сценах еще не участвовала, но жены партнеров вечно ко мне ревнуют. Один даже признался: «Моя тебя ненавидит». Почему-то им кажется, что я коварная, хотя служебных романов не кручу! У меня был только один — с бывшим мужем. Второй раз на те же грабли наступать не намерена. Конечно, когда целыми днями варишься с партнером на проекте бок о бок, в какой-то момент проскальзывает мысль, что перед тобой довольно интересный мужчина. Но я свои эмоции умело гашу — слишком часто видела, как коллеги влюбляются, а потом расстаются врагами и боятся вновь столкнуться на съемочной площадке. Хотя вру: одна большая платоническая любовь в профессии меня все-таки настигла — Максим Аверин! Первый раз увидела его в театре, потом в сериалах «Глухарь» и «Склифосовский». Поразила харизма — казалось, телевизор от нее взорвется! У нас имелась общая подруга Анна Якунина, я ей про Максима все уши прожужжала, и когда мы с Авериным встретились на «Гастролерах», сразу обнялись: — Я столько о тебе знаю! — И я наслышан! Кстати, на этом проекте открылся для меня с совершенно новой стороны Лешка Воробьев: придумал себе на публику образ героя-любовника, денди... А я увидела его совсем другим — настоящим трудягой. Леша может ночи напролет не спать, писать музыку на синтезаторе, который всегда при нем. Честно скажу: я и в сериале «Напарницы» согласилась участвовать только из-за Аверина! Правда, у меня оказалось девяносто пять съемочных дней, а у него пять. Наша подруга Якунина тоже снималась в картине, и мы, образовав собственную актерскую тусовку, гуляли в свободные часы по Ярославлю, сидели в ресторанчиках, болтали... Каждый рассказ Макса о ком-то из знакомых — просто умора, можно прокачать все мышцы живота от смеха! Бывает и так: все время съемок многосерийного проекта потешаешься с коллегами над нелепым сюжетом, а потом вдруг получаешь рекордное количество писем от зрителей. На картине «Круговорот» мы с Леной Кориковой шутили: мелодрама в лучших традициях. Моя героиня не захотела рожать от первого мужа, за второго вышла не по любви и никак не может забеременеть. Зато в финале у нее трое детей — двое своих и один приемный! Сколько же женщин написали, как проживали вместе со мной эту историю! Сериал неожиданно получился поистине народным. — Приходилось ли уже сталкиваться с возрастными ролями? — Интересный опыт сыграть женщину от восемнадцати до сорока у меня был в сериале «Чужая кровь». Меня-то просто гримировали, а партнерам — Карине Андоленко, Виктору Добронравову, Лауре Кеосаян и Павлу Баршаку — делали сложный пластический грим. В тот прекрасный день, когда всех состарили, смотреть друг на друга не могли — ухохатывались. Каринку я называла «старушкой с молодыми глазами». Вите подложили животик, сделали навесные веки, убелили сединой... Без слез не взглянешь! Моего сына играл мой сверстник: за кадром мы общались на равных, а на площадке я превращалась в переживающую мать-старушку, которой по сценарию всего сорок лет! Объяснение на вопрос, почему я настолько плохо в эти годы выгляжу, у режиссера было одно: «Твоя героиня настрадалась!» Мы ржали так, что нас попросили покинуть павильон, чтобы успокоились. — Не возникает мысли попробовать силы на академической сцене? — С юности считала: в театр нужно приходить ближе к тридцати, с багажом — чтобы играть любовь, понимая, что это такое. В кино снимаюсь уже двенадцать лет, а на подмостки не поднималась с момента окончания театрального института. И вот недавно пригласили в антрепризу, которую поставил Тимофей Иванович Спивак по пьесе Жана Франко «Соседки». Спектакль на двоих: играем в нем с дочерью режиссера Марьяшей Спивак. Много текста, длительный репетиционный процесс, внимание зала — для меня это что-то новое. Пока выходим на сцену всего раз в месяц, но уже возникло желание окунуться в театральный процесс с головой. Так что как знать — может, увидите меня еще в труппе какого-нибудь репертуарного театра. Всегда было ощущение, что после тридцати жизнь сделает какой-то новый, неожиданный виток. И теперь живу в ожидании чуда... Благодарим московский салон DECORUM за помощь в организации съемки.

Екатерина Кузнецова. В ожидании чуда
© 7 Дней