Пол Маккартни одобрил. Певец Илья Викторов рассказал о музыке и меценатстве
Илья Викторов – автор и ведущий телепрограммы «Мечте навстречу» и руководитель благотворительного проекта «Мир в детских руках». О добре, сопереживании и творчестве «АиФ-Омск» поговорил с артистом. У нас он был на гастролях с Центральным пограничным ансамблем Федеральной службы безопасности России. Илья – солист коллектива, но карьера его как певца вполне успешно развивается параллельно. Запел на сцене Наталья Корнеева, «АиФ-Омск»: Илья, почему вы вообще начали петь? Ведь ваши родители - танцоры? Илья Викторов Илья Викторов: Мама и папа танцевали в ансамбле хора имени Пятницкого, а меня, как водится, девать некуда было. Запел сразу на сцене, в шесть лет просто встал в хор. Потом была музыкальная школа, затем родители из Москвы переехали в Егорьевск, я попал в класс с музыкальным уклоном. Школа готовила к поступлению в музыкально-педагогический колледж на условиях непрерывного образования. Меня очень отговаривал папа: «Ну куда ты идёшь, что это за профессия для мужчины - преподавать музыку». Но я был упрям. Очень хотел поступить в эстрадно-цирковое училище, но не сложилось. Зато поступил в ГИТИС. Причём ничего не знал об этом вузе! Я приволок все конспекты на экзамен, и оказалось - не зря. Ребят срезали нещадно. Спрашиваем: «А что хотят-то?» Никто не может назвать оперы Чайковского. Вызывали сразу двоих. Мы ещё с одним парнем договорились: будем называть по порядку, ты одну запомнишь, я другую. Заходим, и нас просят назвать оперы Чайковского! Ну мы и выдали: я одну, он другую. Так мы оба попали на факультет музыкального театра в мастерскую Александра Тителя - это главный режиссёр театра Станиславского - и Игоря Ясуловича. Откуда Пол Маккартни? - Илья, вы единственный в России обладатель премии Пола Маккартни. Как вам это удалось? Вы его действительно видели? - Я, как с вами, с ним и Элтоном Джоном разговаривал. Я выиграл в конкурсе стажировку в Англию, она подразумевала мои занятия в университете, которым руководил Пол Маккартни. Это что-то сродни нашему институту культуры. Очень был любопытный конкурс, вроде российский, но петь надо было на отборочных турах арии из мюзиклов или из диснеевских мультфильмов. Я там впервые в жизни исполнял арию Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Теперь это мой коронный номер. Подразумевалось, что стажировка будет три месяца, но, как у нас бывает, деньги закончились через полторы недели... Но я там познакомился с мюзиклом как жанром. - Что касается мюзиклов, в ГИТИСе готовят артистов этого жанра? Или это всё в рамках профессии артиста музыкального театра? - Да, всё в рамках профессии, но приглашают мастеров, почти всегда западных, которые ставят мюзиклы. Нам давали, что называется, Бродвей. Звали высокого класса режиссёров. Хореографы были не менее имениты, например, нам ставила номера Рамуне Ходоркайте, которая работает с Андреем Кончаловским в его спектаклях. - Вас не удивило предложение роли в «Евгении Онегине», которого поставила Мария Тихонова? Ведь всё-таки вы там не совсем пушкинский герой... - Нет, там партия и репертуар классические, зато решение было суперсовременным. Мария Тихонова - режиссёр Красноярского театра оперы и балета, она перенесла сюжет в годы Октябрьской революции 1917 года. Я пел Онегина. С Ленским мы стрелялись по принципу «русской рулетки». Мой герой - олицетворение мира уходящего, которого вынуждают покинуть Россию. Наши секунданты были одеты в кожаные тужурки чекистов. После признания в любви Татьяны Онегин бежит из страны, потом возвращается, но уже в Красную Москву. Тут наши герои - это два разных мира. Очень интересной была сцена бала: под вальс Чайковского шла хроника с революционной толпой, совершенно не диссонансируя. - Как давно вы сотрудничаете с ансамблем ФСБ, с которым приехали в наш город? - Почти десять лет. Это отличный тренинг. Исполняю репертуар различных жанров. В Омск приехал уже во второй раз. Дороги, кстати, не стали лучше, хотя я знаю, что омичи обращались к президенту на прямую линию. Мы приземлились в аэропорту, когда прошёл дождь. Огромное море воды, ямы. Надо бы дорогу подлатать. Очень хорошая акустика в Музыкальном театре, но интерьер старомодный. Очень красив Концертный зал. Публика просто класс! Мы выступали на открытой сцене Соборной площади, атмосфера была очень тёплой. Как исполнить мечту - Илья, вы известный меценат. Когда начинается период «моды на доброту», люди бросают все силы именно на то, чтобы слыть добрыми. А много ли толку от такой доброты? Настоящая ли она? - Важно не то, что считают многие, важно то, что делаете вы. Каждый отвечает за себя сам. Проект «Мир в детских руках» появился лет пять назад, когда я подружился с детским домом из Мытищ. Это специализированное учреждение, потому что помимо образования ребят учат музыкальной грамоте, причём очень серьёзно. Директор детдома попросила меня помочь одному мальчишке, который мечтает поступить в колледж Шнитке на инструментальное исполнительство. Парню очень нравился тромбон. Я помог, возил его на прослушивания и встречи. Мне предложили оформить патронаж. Я согласился, а сейчас Миша Копылов уже студент Московского института музыки. Помогать талантливым детям - одно из направлений проекта. В подмосковном городе Егорьевске, где я прожил своё детство, мы стали делать программу «Мечте навстречу». Это передача, где взрослые воплощают детские мечты. Особенно важно, что главными героями становятся дети с ограниченными возможностями. Например, один мальчик с ДЦП тяжёлой формы мечтал стать лётчиком. Я договорился с местным аэроклубом. Он побывал в кабине пилота, но самый восторг был, когда самолёт взлетел. Или вот ещё одна героиня, девочка с особым художественным чутьём. Она рисовала, как настоящий мастер. Я договорился с реставрационным центром имени Грабаря, потом съездили с ней к мультипликатору, который нарисовал мультфильм «Жил-был пёс», после организовали выставку, куда пришёл мэр города. И ещё запоминающийся случай. Мальчик хотел стать космонавтом. Мы возили его в центр космической подготовки, где он познакомился с настоящими космонавтами, а Елена Серова провела для него экскурсию. Сейчас ему предложили записаться в космический класс. - У Омска таких возможностей нет... - У каждого города свои возможности, поверьте, интересного у вас тоже много. Договориться с любым аэродромом хотя бы на простую экскурсию несложно. Или с музеем. - Звезда в проекте - это важно? - Наверное. Кумиры были и будут всегда. Только не говорите, что в Омске нет таких! Возьмите ваших спортсменов, например, для мальчишки из маленького села увидеть рядом человека, который отличается от его окружения, - это уже необыкновенно. - Кто вам помогает? Дорого, наверное, выходит организация таких съёмок? - Всё бесплатно. Все помогают, откликаются, советуют даже, как лучше поступить. Например, у нас в программе была многодетная семья, в которой все танцевали. Я позвонил на проект «Танцы со звёздами» - и семье этой дали настоящий мастер-класс от звезды. При этом он рекомендовал зал с лучшим танцполом в Москве.