«Это просто снижение финансовой емкости проектов»
По просьбе “Ъ” организаторы российских фестивалей под открытым небом прокомментировали ситуацию с совпавшими датами их проведения. Андрей Клюкин, продюсер фестиваля «Дикая мята» (23–25 июня): — Ситуация мне непонятна. Даты проведения «Дикой мяты» мы заявили в сентябре 2016 года. «Дикая мята» — open-air федерального значения, мы, как мне кажется, не конкурируем с городскими фестивалями. И все же пересечения по датам не полезны никому. Уверен, что часть зрителей «Дикой мяты» с радостью пошла бы и на Ahmad Tea Music Festival, и на Bosco Fresh Fest, если бы эти фестивали проходили в другие даты. Сколько таких зрителей они недоберут? 500 человек? 1000? Сколько недоберем мы? Не возьмусь судить. Но по очень приблизительным расчетам могу сказать, что из-за такого планирования фестивали недосчитываются 3–3,5 млн руб. Такой расклад — это просто снижение финансовой емкости проектов. Я допускаю, что если ты спонсорский фестиваль, то для тебя билетная экономика имеет меньшее значение. Фестивали, в основе экономики которых продажа билетов, заранее договариваются о датах и часто действуют сообща. Например, мы всегда разводим даты проведения с «Усадьбой. Джаз», Park Live, «Максидромом», «Нашествием», «Доброфестом». Мы живем в реальном бизнесе, а не в потоке спонсорских вливаний, и все считаем. Илья Куснирович, продюсер фестиваля Bosco Fresh Fest (24–25 июня): — Конечно, мы стараемся координировать наши планы с расписанием других фестивалей. Но бывают форс-мажорные обстоятельства. В этом году, например, Ahmad Tea Music Festival должен был быть 8 июля, но дата изменилась. С «Дикой мятой» мы обычно по аудитории не пересекаемся, они всегда больше занимались фолком, world music. Правда, в этом году они взяли ориентацию на всем нам знакомых артистов вроде Ивана Дорна, Pompeya и т. д. Так что совпадение с ними нас тоже не радует. Олеся Карпачева, директор по маркетингу и управлению персоналом СДС-ФУДС, эксклюзивного партнера Ahmad Tea Ltd в России (Ahmad Tea Music Festival, 24 июня): — Мы в принципе не участвуем ни в какой конкуренции в этом поле. Наше мероприятие маркетинговое, некоммерческое. Есть такое понятие: инвестиции бизнеса в местные культурные сообщества. Очень мало кто может купить билет и полететь послушать в Лондоне Ричарда Эшкрофта, который в Москве никогда не был. Поэтому наша идея проста — делать жизнь людей лучше от имени бренда. В нашем случае задачи, которые мы решаем, не изменились с момента первого фестиваля: у нас невысокая цена билета, мы привозим знаковых британских артистов, которых по разным причинам никто, кроме нас, не привезет в Россию, или восходящих звезд. Так мы открыли для России Alt-J, Elbow, The Maccabees и Django Django. Илья Бортнюк, продюсер фестиваля «Стереолето» (7–9 июля): — В первую очередь, планируя «Стереолето», мы общаемся и координируем даты с коллегами в Санкт-Петербурге — в Питере невозможно представить, чтобы два фестиваля были в один уикенд. Что же касается «Нашествия» и Alfa Future People, то я считаю, что аудитория у нас разная, хотя, наверное, небольшой процент пересекается. Но я не думаю, что это как-то серьезно мешает. Если фестиваль с похожей концепцией проходит в один уикенд, например, в Москве и Питере, то в этом случае можно попробовать договориться и забукировать одного или даже нескольких иностранных артистов, которые будут выступать в разные дни, скажем, на «Стереолете» и «Пикнике “Афиши”». Плюсов здесь гораздо больше, чем минусов. Мы несколько раз так поступали и, надеюсь, в будущем снова сможем так поработать. Три больших скандинавских фестиваля, Oya (Осло), Flow (Хельсинки) и Way Out West (Гётеборг), проводятся в один уикенд, и у них примерно 30% лайн-апа совпадает. Анастасия Рогожникова, программный директор «Нашего радио» (фестиваль «Нашествие», 7–9 июля): — Фестиваль «Нашествие» проводится в начале июля начиная с 2008 года. Гости фестиваля привыкли планировать отпуск именно на эти даты, так что переносить фестиваль каждый год было бы как минимум нечестно по отношению к ним. Кроме того, никаких предпосылок к этому нет: в организации фестиваля никаких трудностей мы не заметили, все работы с подрядчиками идут согласно плану. На посещаемости это тоже никак не отражается, с каждым годом к нам приезжает все больше зрителей, несмотря на то что в эти же даты проходят другие фестивали. Мы не зря называем «Нашествие» главным приключением года — помимо традиционно сильного музыкального лайн-апа мы каждый год стараемся придумывать что-то новое для посетителей, от скалодрома до ЗАГСа. Перенести фестиваль мы можем только из-за событий федерального значения. Виктор Шкипин, директор фестиваля Alfa Future People (7–9 июля): — К сожалению, действительно нет координации дат между организаторами больших фестивалей. На мой взгляд, это порочная практика. Во-первых, мы конкурируем за оборудование. Оно автоматически становится дороже для всех. Иногда даже приходится конкурировать за силы полиции, именно так у нас в этом году случилось с «Нашествием». Иногда — за целевую аудиторию, так у нас чуть не случилось с московским фестивалем Outline. Ну и все-таки я надеюсь на то, что в России уже появилась аудитория, которая просто любит фестивали под открытым небом, и люди могут съездить за одно лето сразу на несколько событий. Очень надеюсь, что со следующего года мы будем действовать более согласованно в своем планировании.