Юбилей Горького в МХТ отметили премьерой «Мальвы»
Спектакль поставлен к 150-летию писателя, в рамках режиссерской лаборатории, когда в результате конкурса победителю выдается шанс показать работу на сцене легендарного театра.Режиссер Данил Чащин приятно удивил публику своей постановкой в МХТ, спектаклем "Леха" - о любви пожилого человека к "сладкой женщине" Любови Ивановне. "Мальва" - тоже о любви женатого крестьянина Василия (актер Андрей Кузичев) к гордой красавице Мальве. Режиссер снял несколько фильмов ("Самый смешной стих", "Урок на всю жизнь") и свой кинематографический опыт применил в этой постановке. Морская история о роковой женщине, свободных бедных людях (босяках) просится на экран. Незабываемая советская экранизация 1956 года с латышской актрисой Дзидрой Ритенберг - женой великого артиста и воспитанника школы-студии МХАТ Евгения Урбанского - покорила сердца зрителей на полвека. Данил Чащин на роль Мальвы выбрал нежную, тонкую Светлану Устинову, известную по главной роли в культовом фильме Петра Буслова "Бумер". В "Мальве" - дебют Светланы Устиновой на сцене МХТ. Удивительно, что Светлана выросла на берегу холодного Белого моря, а играет огненную, жаркую, обожженную ветрами и кострами Мальву - девушку с Черноморского побережья. Играет сдержанно, со свойственной северянам прохладой, с долей философичности. Мальва - немногословная, но мыслящая и ностальгирующая по другой эпохе. Она - словно, по Мандельштаму, "выброшенная на берег ракушка без жемчужины". Большой морской камень, лодка, песок и домик из веток дерева создают пространство спектакля "Мальва". Героиня похожа на русалку, на нимфу, на неземное создание, лишенное плоти. Тонкие, изящные линии фигуры Светланы Устиновой красиво сочетаются с ветками деревьев. Герой Артема Быстрова (босяк Сергей) говорит о Мальве: "Вроде ты не кошка, не птица, не рыба, не похожа ты на бабу". В героине Светланы Устиновой нет ничего земного, материального и материнского. Она живет одним днем, купаясь в море, наслаждаясь солнцем, слушая ветер. Не боится смерти. Более того, в любую секунду готова уйти туда, откуда появилась. Для чего она здесь? Мальва не знает своей земной миссии, о чем признается Сергею. Но она чувствует, возможно, помнит, что была невестой римского аристократа - сына сенатора Алексея, который ушел из мира и стал Божьим человеком. Она ищет святого Алексея, о котором прочитала в книге (сама научилась читать), в мужчинах, которых встречаются на ее пути. Его черты улавливает в свободолюбивом босяке Сергее, но это только штрихи. Сергея она уважает, но не любит. Мальва никого из мужчин не любит, потому что ее душа стремится соединиться со святым Алексеем. Максим Горький начал свой писательский путь с того, что пешком прошел половину страны, включая Крым и Кавказ. И босяк Сергей, по словам Мальвы, "через всю землю прошел и никого не боится". Максим Горький во время своих странствий, которые впоследствии назвал "мои университеты", встречал таких людей, как Мальва, Василий, Сергей, и воспел их в своих очерках и рассказах. Кто из нас не читал в юности сборник "Макар Чудра и другие рассказы"? Между прочим, иллюстрации из этого сборника, в котором Мальва в юбке бардового цвета, использовал художник спектакля Дмитрий Горбас. Декорации стильные, с флером горьковской эпохи. Что касается использования экрана в этом спектакле, то видеоряд дополняет философский, мистический смысл рассказа Горького. Писатель искал истину, смысл бытия во время своего пешего путешествия по большой великой стране. Истина была в том, что в человеке ангел борется с демоном, свет с тьмой, фантазия с реальностью, земное с небесным, - и от выбора человека и его разума зависит исход борьбы. Герои "Мальвы" сузили рамки своего поиска правды, сосредоточившись на одном месте - очень красивом, но все-таки одном. А Горький пошел дальше. Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что в конце пути пролетарский писатель, друживший с Львом Толстым, понял о жизни, революции и справедливости все. Театры столицы серьезно подошли к юбилею драматурга и писателя Горького. Напомним, что история МХТ как современного, новаторского, актуального театра началась с постановки пьесы Горького "На дне" в 1902 году (режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко). Кстати, горьковская Мальва называет себя Чайкой - еще до чеховской Нины Заречной. А Чайка, - символ Московского Художественного театра.