Контрабандист, помощник, "Батя": пять главных фильмов про советских таксиcтов
Ровно 92 года назад, 21 июня, по московским дорогам начали ездить первые такси. Сначала иномарки – "Рено", "Форды" и "Фиаты". А после, когда в стране стал активно развиваться свой автопром, в таксопарках появились отечественные машины – "ГАЗ-А", "Победа", "M-1"("эмка"). Во время поездок в такси принимались и менялись важные решения, разбирались по полочкам любовные драмы, шли разговоры о детстве, о быте, об искусстве, и глобально – о судьбе. Таксисты могли поддержать любой разговор. Этот образ всячески обыгрывался в кино. Так какой же он – советский таксист? Редакция m24.ru выбрала пять фильмов, в которых таксист больше, чем просто водитель. Зеленый огонек (1964) Честный помощник Сергей Кузнецов У всех советских такси, помимо шашечек, был еще один опознавательный знак – зеленый огонек. Если он был включен, значит, машина свободна. Когда таксист брал пассажира, огонек гас. В фильме Виллена Азарова "Зеленый огонек" молодой таксист Сергей Кузнецов работал всегда честно: счетчик не накручивал, лишнего не брал, окольными путями не возил – все ждал, когда ему поменяют автомобиль, ведь в таксомоторном парке он получил доживающий последние дни перед списанием "Москвич". Эта машина вообще была редкостью для таксопарков – многие пассажиры жаловались на то, что в салоне не развернуться. Видео: YouTube/vopoleberezka Отправляясь в свою первую поездку, Кузнецов решает, что мало быть просто таксистом, нужно к каждому пассажиру найти свой подход и по-возможности помочь. С таким благородным настроем он, как и положено честному советскому таксисту, терпеливо выслушивает монологи совершенно разных людей, поет, а ради одной пассажирки даже соглашается примерить свадебный костюм. Кстати, песня "La Chanson D’Orphee" (песня Орфея), которую одна из пассажиров – Николь – напевает в такси, позже стала настоящим хитом – ее исполняют эстрадные и джазовые коллективы во всем мире. Три тополя на Плющихе (1967) Интеллигент Саша Вокзалы и аэропорты – самые "хлебные" места для таксистов. Водители, не краснея, удваивают цены, а приезжие настороженно обходят машины, все сравнивают, присматриваются, выбирают, кто по честнее. В фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе" главной героине – матери двоих детей Нюре, которая приехала в столицу, чтобы продать на рынке мясо, долго выбирать не пришлось. Первым, кто ей встретился, был интеллигентный, аккуратный водитель Саша (Олег Ефремов), который согласился подвезти ее к сестре мужа, живущей возле кафе "Три тополя" на Плющихе. И обычная поездка в такси превратилась в очень значимую встречу таких разных людей. Фильм снят по рассказу Александра Борщаговского "Три тополя на Шаболовке". Благодаря экранизации, эта книга стала самым знаменитым произведением писателя. Кроме того, картина "Три тополя на Плющихе" получила первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1969) и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970). "Бриллиантовая рука" (1968) Контрабандист Лелик "Наши люди в булочную на такси не ездят", – знаменитая фраза управдома в исполнении Нонны Мордюковой, на самом деле, очень показательна: такси, по мнению многих, для обычного советского человека было роскошью. Статус у таксиста был совсем другой – профессия считалась престижной и хорошо оплачивалась. Таксистам доверяли, возможно, даже чересчур. Видео: YouTube/2а В "Бриллиантовой руке" настоящих таксистов нет – все под прикрытием. Один – идеально вписавшийся в образ мудрого, опытного и всеведущего водителя – капитан милиции Михаил Иванович. Другой – его полная противоположность, контрабандист Лелик. Этот фильм, как и все работы Леонида Гайдая, давно разошелся на цитаты. А у таксистов появилась любимая шутка – с характерной манерой Лелика говорить: "Кто заказывал такси на Дубровку?". "Горожане" (1975) Мудрый "Батя" Фильм "Горожане" снят по мотивам повести Владимира Кунина "Я работаю в такси". В картине Владимира Рогова рассказана история доброго, порядочного и во всех смыслах положительного человека, таксиста по прозвищу "Батя" (Николай Крючков). "Батя" – бывший фронтовик, который любит свою дочь, работу, Москву и, конечно, своих пассажиров. С каждым он может найти общий язык, а с некоторыми поделиться личным: фронтовыми рассказами. Видео: YouTube/HnumZp Он таксист с характером: может и прикрикнуть, и отчитать, и из машины выставить. Правда, за дело. И несмотря на то, что жизнь "Батя" чувствует получше многих, с собой ему разобраться сложно – он никак не может признаться в любви женщине, которая давно уже стала самым близким и родным человеком. Такси-блюз (1990) Принципиальный Иван Шыков "Отдашь деньги – получишь дудку", – говорил таксист своему нерасплатившемуся пассажиру. В фильме культового режиссера 90-х Павла Лунгина в такси сталкиваются две противоположности: гуляка, алкоголик и талантливый саксофонист Леша Силиверстов (Петр Мамонов) и очень принципиальный таксист советской закалки Иван Шлыков (Петр Зайченко). Шлыков – человек волевой. Он находит Селиверстова и забирает у него в залог саксофон перед самым выступлением. Правда, потом Шлыков понимает, что, возможно, разрушил жизнь музыканту, предлагает ему жить в его коммуналке, начинает опекать Селиверстова и постепенно привязывается к нему, как к большому ребенку. За фильм "Такси-Блюз" в 1990 году Павел Лунгин получил приз на Каннском кинофестивале. Кроме того, картина была номинирована на премию "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".