Конкурс балета

Московский конкурс достаточно консервативен, в первую очередь он ориентирован на балетные традиции, хотя и современность не игнорирует. Конкурсантам на первом туре предложена обязательная программа (вариации или па-де-де из классических балетов), плюс фрагмент из классики по собственному выбору. Во втором туре участники, кроме классики, исполняют современный номер или фрагмент из балетов, поставленных не ранее 2005 года. В третьем туре – снова классику. В конкурсе хореографов участвуют только номера, специально поставленные для московского смотра, причем в любом из стилей хореографии. Награды этого года очень щедры: Grand Prix в размере 100000 долларов, (для сравнения, на прошлом конкурсе Гран-при был оценен в 15 тысяч и никому не достался), и по три премии в каждой категории, от пяти до тридцати тысяч. Впрочем, любая награда может не присуждаться. Или ее могут разделить между исполнителями. По итогам отборочного тура (видеозаписи) к участию в конкурсе было допущено 126 участников в номинации “Артисты балета” и 30 участников в номинации “Хореографы”. Из 27 стран. Казалось бы, картина безоблачная. На самом деле есть проблемы, возникающие уже не в первый раз. География этого международного конкурса во многом складывается из азиатских стран и стран СНГ. В Москву не приезжают представители европейских балетных держав – Франции или Дании, например. В этом году большая делегация прибыла из Бразилии. Есть представители Украины и США. Но Большой театр, на сцене которого проходит конкурс, его фактически проигнорировал. А балетная труппа Мариинского театра не была представлена в своем лучшем виде. Денис Захаров. Фото: Игорь Захаркин Много и организационных недоработок. Причем они перманентные, кочующие с конкурса на конкурс. Например, постоянные ошибки в объявляемых именах хореографов. Нет, ударения ставятся правильно. Но сочиненное в классике одним мастером запросто приписывалось другому. Если речь шла о мужских вариациях в классических балетах, поставленных или кардинально отредактированных в советское время. Как правило, за всех авторов отдувался классик девятнадцатого века Мариус Петипа, который давно уже носит в профессиональных кругах кличку “коллективный псевдоним”. Реплика в условиях конкурса (о любом из стилей хореографии) часто оборачивалась боком: раз жюри важен только год создания, а не признаки современного танца, значит, конкурсантам можно гонять ту же классику на пуантах и в современном номере. Но самое удручающее – и это тоже традиция – было на конкурсе хореографов. Конкурс не минул организационный скандал. Соискателя Дмитрия Антипова внезапно сняли с показов, он вышел на сцену, чтобы протестовать, Но протест заглушили радиобъявлением. Ответственный секретарь жюри Сергей Усанов объявил зрителям, что Антипов и двое его коллег уволены за нарушение регламента: их постановки уже были показаны ранее. О чем организаторам любезно сообщили конкуренты наказанных. Формально награды постановщикам розданы. Причем их получили шесть человек. Но реально из череды пластически безликих и однотипных номеров по-настоящему запомнился только золотой медалист, чилиец со звучным именем Андрес Эдуардо Хименес Зунига. Он умеет и слышать музыку, и нетривиально передавать ее движением. Это показал и номер “Кинжал”, в котором солист в черном увлекательно балансировал между серьезностью и пародией, под повторяемые испанские слова сладкой песни о любви. И “Архипелаг” – триумф женского начала на музыку Шуберта, где три современных грации в майках и шортах образовывали собственный внутренний мир. Прочие, в том числе и российские участники, в который раз подтвердили, что многолетний кризис хореографов в мире продолжается. Даже второй золотой лауреат-хореограф, Вен Сяочао (Китай), в дуэтном номере “Через невзгоды” не вышел за рамки иллюстрации названия. Три тура для исполнителей принесли и хорошее, и плохое. На третьем туре внезапно сошел с дистанции способный Александр Омельченко: он упал на сцене и получил травму. Юное чудо конкурса – Иван Сорокин из Сыктывкара – прошел в финал, но не смог выступить, так как не подготовил вариации для третьего тура. Почему? Потому что мальчик не верил, что сумеет так далеко продвинуться! Иван Сорокин. Фото: Игорь Захаркин Поскольку канонический текст классических вариаций на этом конкурсе не утвержден, многие танцевали, кто что хотел, вплоть до наборов па, явно поставленных педагогом под индивидуальные способности ученика. Выбор вариаций тоже не раз озадачивал: кто не умел хорошо вращаться, выходил с танцем на вращение, кто не прыгал – отмечался в прыжковой вариации. Вот зачем? С пониманием музыки, даже незамысловато-балетной, тоже не все слава богу: замедление темпов стало стихийным конкурсным бедствием. Самое грустное, что многие вообще не танцуют, а просто выполняют отдельные движения, без особого смысла, пытаясь похвалиться техникой в ущерб образу. Часто номинантам не хватало индивидуальности. И в какой-то момент конкурс начал сливаться в некий поток из более или менее профессионально ловких соискателей. Лишь к третьему туру картина, как всегда, стала проясняться. Кто запомнился больше всего? Кореянка Субин Ли, с ее абсолютной артистической и технической свободой, нежная и уверенная в себе одновременно, одинаково убедительно станцевавшая разные по технике и эмоциям вариации: ее веселая Лиза из “Тщетной предосторожности” впечатлила не меньше, чем роковая Одиллия из “Лебединого озера”, страдающая Никия из “Баядерки” или бедовая Кармен из одноименного балета. Несмотря на юный возраст, Субин Ли – совершенно состоявшаяся, очень незаурядная балетная актриса. Для автора этих строк она стала безусловным лидером. Ли Субин. Фото: Игорь Захаркин Совсем юная американка Элизабет Бейер, мило похожая на длинноногого жеребенка, прекрасно, до мелочей, выученная балетным премудростям классики. Марк Чино и Денис Захаров, будущие премьеры-принцы. Крепкая японская пара, с пониманием стилей хореографии работающая в Казани – Мидори Терада и Коя Окава. И ряд неплохих танцовщиков из Китая и Бразилии. Перечислять можно долго, но лучше обратиться к именам лауреатов. По старшей группе ими стали: в дуэтах женщины – умело вертящая тройные туры Аманда Гомес Мораес (Бразилия) со вторым местом (первую премию не дали никому), а Мидори Терада (Япония) и Ао Динвэн (Китай), с ее отличной устойчивостью, стали третьими. Кая Окава и Мидори Тэрада. Фото: Игорь Захаркин У мужчин – Коя Окава (Япония) взял золото, старательный Эрнест Латыпов из Мариинского театра получил вторую премию, а Ван Джанфын (Китай) - третью. У женщин лучшей назначена Эвелина Годунова из Латвии, в финале конкурса лихо, с высоким прыжком, станцевавшая Китри из “Дон Кихота”, вторая премия не присуждена. У мужчин золото у Бактияра Адамжана (Казахстан), умело сочетающего артистизм с техникой, серебро у Ма Мяоюань (Китай), бронза – у Марата Cыдыкова (Кыргызстан), любителя балетных трюков. По младшей группе в дуэтах: девушки Пак Сонми (Южная Корея) и Елизавета Кокорева поделили первую премию, а мастеровитая Екатерина Клявлина (Россия), у которой хорошо получается Принцесса Флорина из “Спящей красавицы”, взяла третью. Денис Захаров победил у юношей в дуэтах, второй награды нет, третье место у бразильца Виктора Кайшета Гонкаувеса. У девушек соло лучшей жюри считает Элизабет Бейер, а Субин Ли удостоилась второй награды, как и китаянка Ли Сыи. У юношей в разделе “соло” первым стал Марк Чино, вторым – не так уж и отличившийся Игорь Пугачев, для которого это место – аванс на будущее, а третьим – Карлис Цирулис (Латвия) честно говоря, ничем особо не поразивший. Разбирать достоинства и недостатки лауреатов, как и правомочность решений жюри, можно долго. По мнению автора этих строк, младшая группа была на порядок интересней старшей, а наград слишком много. Не такой уж это был выдающийся конкурс. Да и иерархия награжденных в некоторых случаях вполне подлежит оспариванию. Но само за себя говорит то, что не все премии нашли хозяев. А Гран-при не присужден никому.

Конкурс балета
© Ревизор.ru