Войти в почту

Ужас, драма и ситком: смотрим мультфильмы Вячеслава Котеночкина свежим взглядом

Мультфильмы Вячеслава Котеночкина – добрые, красочные и неизменно поучительные – воспитали не одного поколение. Сюжеты, краски, музыка, диалоги – все в них страшно знакомо. 20 июня, в день 90-летия с рождения режиссера-мультипликатора, m24.ru предлагает посмотреть четыре главные анимационные работы Котеночкина свежими глазами и увидеть в них что-то большее, чем просто мультики. "Мы такие мастера" (1963) Слешер с хэппи-эндом Первой режиссерской работой Котеночкина стал мультфильм-плакат, порицающий пьянство на рабочем месте и небрежное отношение к государственному имуществу. Маленький трактор терпит неудачу во время работы в поле. Приехав в мастерскую, он не может дождаться помощи – инструменты-рабочие даже не встают из-за доминошного стола. Бедняга засыпает и видит сон, в котором инструменты бросают азартную игру и чинят его. Страшная реальность встречает трактор утром – озверевшие после разнузданной пьянки злодеи разбирают его на запчасти. Спасение приходит в лице метлы – она выметает вон пьянчужек. Трактор собирают заново, и он снова выходит в поле. Видео: YouTube/Союзмультфильм Сегодняшнему зрителю, знакомому с фильмами вроде "Техасской резни бензопилой" или "Дома восковых фигур", сложно смотреть мультфильм "Мы такие мастера" спокойно. Антропоморфность черт героев не позволяет удержаться от ассоциаций – мы ведь все это когда-то видели: у беспечного молодого человека глохнет машина под вечер где-то в глуши, и он попадает в маленькую избушку, полную бескультурных злобных негодяев-реднеков, у которых черт знает что на уме. Как хорошо, что в реальности мультфильма расчлененный трактор, пусть даже очень похожий на человека, можно собрать обратно. "Следы на асфальте" (1964) Магический реализм Щенок-малыш плачет в коридоре – его хозяин мальчик Вовка куда-то запропастился. На помощь приходит сосед – взрослый пес, который предлагает свою помощь. Друзья выбегают на темную улицу, полную опасностей и запахов. Щенок учится браться след и определять местонахождение объекта поисков. Его беспокойство оказывается не напрасным – беготня по темным улицам приводит их под окна больничной палаты, в которой бедный Вовка лежит перебинтованной головой и ногой в гипсе. А маленькие зрители по ходу истории узнают, насколько опасно кататься на велосипеде, пренебрегая правилами дорожного движения. Видео: YouTube/Поколение Для того, чтобы наглядно показать процесс поисков Вовки, Котеночкин использует очень красивый прием – его следы буквально проявляются на черном асфальте в виде тонких белых штриховых линий. А вот и сам Вовка на своем велосипеде – точнее, его белый контур – выезжает на дорогу. А ему навстречу – угрожающий контур грузовика. Бабах – и контур Вовки взлетает в воздух. "Лягушка-путешественница" (1965) Роуд-муви, психологическая драма Молодая любознательная лягушка, никогда не покидавшая своего болота, начинает бредить дальними путешествиями и напрашивается в компанию к уткам, летящим на юг. Путешествие заканчивается для нее в тот момент, когда она раскрывает рот. Крикнув во все горло "Это я придумала!", она выпускает прутик, который несут в клювах утки, и падает вниз, в другое болото. Уважения на новом месте путешественница не заслуживает – слишком уж задается. А потом и вовсе становится обедом пролетавшего мимо аиста. Видео: YouTube/Союзмультфильм Сценарист Эрдман добавил к классической сказке "Лягушка-путешественница" Гаршина по-настоящему трагический конец – дергаясь в клюве аиста, лягушка восторженно кричит "Я лечу! Я снова лечу!" И как над любой трагической героиней, над ней совсем не хочется смеяться. Котеночкин нарисовал свою лягушку-путешественницу слишком симпатичной, и пусть она болтушка и хвастунья, но неприятия не вызывает. "Ну, погоди!" (1969–1994) Эпохальный ситком Главная работа Вячеслава Котеночкина и первая ассоциация с его именем – эпохальный сериал, растянувшийся на 25 лет. Лодырь-стиляга Волк и положительный товарищ Заяц взяли свою аудиторию мощными гэгами в начале эпохи застоя и оставили в другой стране – с ларьками, демократией и гласностью. Все это (ларьки, по крайней мере, точно) находило отражение в мультипликационной реальности сериала. С 1969-го по 1986 год Котеночкин выпускал в среднем по эпизоду в год, потом последовал продолжительный перерыв. Видео: YouTube/MultiWorld В 1987-м году умер актер Анатолий Папанов, почти два десятка лет озвучивавший Волка. В 1993 году, найдя в себе силы продолжить "Ну, погоди!", Котеночкин не стал прибегать к услугам другого актера озвучки и использовал старые записи голоса Папанова. Впрочем, сняв два эпизода – в них герои общаются с помощью пейджеров, пародируют Майкла Джексона и гоняются друг за другом по магазину "Березка" – он отдал бразды правления своему сыну, Алексею Котеночкину, который снял еще две серии.

Ужас, драма и ситком: смотрим мультфильмы Вячеслава Котеночкина свежим взглядом
© Москва24