Ксения Ильина: Коммунизм на яблочной плантации
Sobesednik.ru посмотрел бунтарский фильм Юлиана Радльмайера «Самокритика буржуазного пса». Совсем незаметно в прошедший четверг вышла в прокат лента молодого немца Юлиана Радльмайера, новой надежды берлинского кино. Премьера фильма состоялась на фестивалях в Роттердаме и Берлине в этом году; название ироничное и интригующее – «Самокритика буржуазного пса». Молодой режиссер Юлиан (нетрудно догадаться, кто играет главного героя) бродит по Берлину в поисках вдохновения, а лучше – гранта для своего нового творения. Музей, библиотека, уютные улочки – там, оказывается, представитель новой европейской культуры обычно находит идеи для фильмов. Вдохновение вдохновением, но Юлиан безнадежно влюблен в скептичную Камиллу (Дэраг Кэмпбелл), а она, как водится, не обращает на него никакого внимания, предпочитая общение с молодыми преуспевающими кураторами и чудаковатыми профессорами. Юлиану не занимать энтузиазма – ну и что, что денег на фильм нет, зато есть пособие и яблочная плантация в светлом утопичном будущем. Он едет собирать яблоки и прихватывает с собой Камиллу – на рабочий класс поглядеть да себя показать. А, может, что и снять в конце концов. Там его ждут гастарбайтеры из России и соревнование по сбору представителей плодовых культур. Но коммунистический рай не так хорош на деле, как видится из камерного немецкого мирка молодого художника. Соседи – злые, так и норовят украсть модные кроссовки или принудительно закрыть окно на ночь. Начальница-тиран снова и снова ставит новые планки по сбору урожая. Капитализм бескомпромиссно должен умереть, но коммунистический рай почему-то не становится ближе. Рабочие на досуге читают «Анну Каренину», одновременно вопрошая в лучшей нашей традиции: «Что делать?» Сарказма Радльмайеру не занимать: он едко критикует свое поколение – поколение людей, легко вхожих в «высшие» круги и с легкостью реализующих каждодневные модные проекты. Людей, которые прочли философские трактаты Делеза, посмотрели с десяток модных постановок, заев все это великолепие устрицами и запив бокалом вина. Радльмайеру все это близко, он и сам вполне себе такой же свободолюбивый разгильдяй. Общество противников скучного сидения в офисе, всегда и во всем предпочитающих легкую наживу, и не отягощенный заботами образ жизни – режиссер точно высмеивает его, но в какой-то момент становится заложником своего собственного маленького бунта. Все происходящее с самого начала напоминает легкую зарисовку в стиле Вуди Аллена и Джорджа Карлина – только вот длится эта зарисовка без малого два часа. Радльмайер умилительно смешно представляет своих персонажей, каждому давая меткую характеристику, но как будто немного стушевывается, когда понимает, что с ними нужно что-то делать и дальше. «Коммунизм без коммунистов» – гласит слоган фильма, но проблема всей этой забавы в том,что к концу первого часа она опасно подошла к повторяющей саму себя границе. Обыграв идеи Маркса, Радльмайер принимается за работников-фрилансеров, в мире которых он живет. Революция на яблочной плантации готова наступить, ее идеи прорываются во внешний мир – и там, во внешнем мире, конечно, не наступает ничего похожего на фантазии революционеров. Но, к слову, кроме всей критики и гротескных коммунистических выходок, этот фильм – прекрасный образец фестивального кино в лучшем смысле этого слова, вливающийся свежей струей в поток привычного проката. Такое кино редко добирается до кинотеатров, и тем ценнее возможность начать с него, например, эти выходные.